11 марта аэродрому "Девау" исполняется 100 лет. "Клопс" вместе с государственным архивом Калининградской области собрал историю места с вековым юбилеем.
Аэровокзал, оборудованный по последнему слову техники и дизайна
Проект кёнигсбергского аэровокзала создал местный архитектор Ханс Хоппе. Современным калининградцам Хоппе известен своими Домом техники (ныне торговый центр "Эпицентр"), оригинальными виллами в районе Амалиенау (ныне улица Кутузова в Калининграде), Парк-отелем (ныне офисное здание на улице Сергеева, 2), а также капитально преображённым в 1960 году Городским домом, ныне — мэрией Калининграда.
Аэровокзал с собственной стационарной (что по тем временам было важно) метеостанцией оборудовали по последнему слову техники и дизайна. Здание располагалось между двумя авиаангарами. По словам современников, ангары напоминали расправленные крылья. Сегодня ангары-крылья и вокзал не сохранились. От аэродрома осталось вспомогательное здание, в котором можно ещё увидеть торчащую из крыши башню управления полётами. Как утверждают некоторые калининградские краеведы, эта башня в кёнигсбергском Девау — первое такое сооружение в Европе.
Совместная немецко-советская почта
История Девау тесно связана с историей развития советской гражданской авиации. В ноябре 1921 года между советской Россией и Германией было подписано соглашение о создании немецко-советского авиационного предприятия "Дерулюфт". Инициатором создания общества стала Россия.
Журнал "Родина" в статье о "Дерулюфте" пишет, что в 1922 году время железнодорожного путешествия из Москвы в Берлин составляло 110 часов. В России не было скоростных железнодорожных поездов. К тому же часть маршрута проходила по территории Польши, отношения с которой после советско-польской войны были не лучшие. Возить поездами советскую секретную дипломатическую почту было опасно. Вот тогда и придумали "Дерулюфт".
Капитал нового совместного предприятия составил пять миллионов марок. Половину внесли Советы, половину — немцы. У предприятия было два директора, немецкий и русский, смешанный национальный состав пилотов и обслуживающего персонала. 1 мая 1922 года была открыта первая советская международная пассажирская авиалиния. Она проходила по маршруту Москва — Кёнигсберг. Понятно, что летали по этому маршруту исключительно самолёты "Дерулюфта". Использовались в основном иностранные воздушные суда. Вначале — построенные на немецких заводах голландские "Фоккер Ф3", затем "Дорнье", а потом и "Рорбахи". Из советских для "Дерулюфта" было закуплено несколько туполевских АНТ-9. Особенно пилоты любили "фоккеры". Они были надёжны, а в их толстых крыльях было удобно прятать контрабанду. Вместимость салона первых "лайнеров" "Дерулюфта" составляла пять человек.
В 1925 году маршрут Москва — Кёнигсберг продлили до Берлина. На этой линии впервые в мире были введены регулярные ночные пассажирские полёты. Это позволило значительно сократить время в пути. До Берлина из Москвы пассажир долетал всего за 10,5 часа. Билет стоил 160 марок, или 74 советских рубля. Средняя зарплата занятых в промышленности советских граждан тогда составляла 45 рублей. Рядовой милиционер получал 46 рублей, учитель — от 52 до 80, агроном — 120, а инженер на передовом советском предприятии мог получать и 200 рублей в месяц.
Примечательно, но на зиму линии "Дерулюфта" прекращали свою работу. Дело в том, что в советской России аэродромы были завалены снегом и взлететь с них можно было, только оборудовав шасси самолёта лыжами, а в Кёнигсберге и Берлине снега было мало, и садиться с лыжами вместо колёс оказалось невозможно. Пассажирами "Дерулюфта" были нарком Леонид Красин, поэты Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Последний, кстати, летал "Дерулюфтом" вместе с Айседорой Дункан.
Маяковский останавливался в Кёнигсберге в Парк-отеле. В своём письме Лилии Брик (Владимир Маяковский, "Полное собрание сочинений") он писал о советском лётчике Николае Шебанове, с которым ему довелось лететь: "Лётчик Шебанов замечателен... На каждой границе приседал на хвост, при встрече с другими аппаратами махал крылышками, а в Кёнигсберге подкатил на аэроплане к самым дверям таможни, аж все перепугались, у него, оказывается, первый приз за точность спуска..." Вне всякого сомнения, в этом письме речь идёт об аэродроме Девау.
В отчётах о работе "Дерулюфта" особо отмечается, что за пять лет на линии не было ни одного смертельного случая с пассажирами (во время катастрофы в 1924 году под Смоленском погиб немецкий пилот "Дерулюфта" Штайгер, рейс выполнялся без пассажиров, иначе статистика могла быть другой), а также не было предъявлено ни одной претензии за потерянные груз или почту.
Несколько раз "Дерулюфт" сотрясали политические скандалы. Например, один из немецких пилотов регулярно сбрасывал на дачу своего советского знакомого посылки с шоколадом. Русского знакомого немецкого пилота арестовали. Он дал показания, на основе которых арестовали весь московский состав "Дерулюфта". Немцев выслали обратно в Германию, ну а наших…
В 1936 году, через три года после прихода Гитлера к власти, отношения между Советским Союзом и Третьим рейхом ухудшились. Советская сторона приняла решение не продлевать концессионный договор с Германией. "Дерулюфт" прекратил своё существование. Аэродром Девау использовался и как военный, и как гражданский. После войны он был одним из пунктов на авиамаршруте Москва — Берлин, но быстро технически устарел. Его стали использовать для сельскохозяйственной авиации. Сейчас здесь располагается авиаклуб. Также территория старого аэродрома используется для проведения рок-концертов, гонок на выживание и соревнований калининградских собаководов.
По материалам Государственного архива Калининградской области.