10:49

Исповедь профессионала: сколько суток не спят флористы в канун 8 Марта и почему ненавидят Наташу Королёву

  1. Статьи
Архив "Клопс"

Ольга (имя изменено) работает флористом уже более девяти лет. Девушка рассказала "Клопс", зачем использует принцип золотого сечения, почему цвет воздушного шарика может стать причиной драмы, и о том, какие причуды покупателей она хранит в тайне. 

От бидермейера до растрёпыша — как вместе со стажем менялась мода

По образованию я графический дизайнер. Отучившись и получив диплом, поняла, что мне нужно что-то максимально творческое, что я не хочу просто рисовать и делать чертежи на компьютере. Стала рассылать резюме, ходить по цветочным салонам. Меня взяли в крупную фирму, первые три месяца я работала и параллельно училась.

На практику я вышла ранней весной. Весь магазин был наполнен ароматом гиацинтов, с тех пор он вызывает у меня самые положительные эмоции. Первую половину дня я выполняла учебные задания, а потом помогала коллегам. Изучала принцип золотого сечения и то, как его можно применить при составлении букета, палитру, текстуру, форму цветов и их сочетаемость.

За время моей работы мода изменилась. Восемь лет назад были популярны аккуратные букеты в стиле бидермейер. А люди чаще выбирают растрёпышей, как мы их называем. В них присутствуют контрасты, разноуровневая группировка растений, и похожи они на охапки диких цветов. 

Покупатели не хотят ждать, выбирать, теперь цветы можно купить и в супермаркете.

Выручка вырастает в четыре раза

Хорошо помню своё первое Восьмое марта на рабочем месте. Мы с коллегами не спали трое суток. Изредка отрывались на еду и туалет, иногда мы дремали прямо на прилавках минут по 15–20 — и снова за работу. Заказов — вал. С тех пор по-другому Международный женский день я и не отмечаю. Выручка в такие дни увеличивается в четыре раза.

О калининградской флористике

Я переехала из Ижевска в Калининград несколько лет назад — хотелось к морю, в более мягкий климат. Тут люди меньше тратят на букеты. Если в Ижевске отдать за работу флориста 6000 рублей вполне нормально, то тут ценник гораздо ниже. Люди приходят и с 1000 рублей.

Калининград близок к Европе, но это чувствуется только в том, что тут присутствуют традиции погребальной флористики. Часто на церемонию прощания заказывают композиции из живых цветов, для "большой" России это редкость. В остальном цветочный бизнес Калининграда ничем не отличается от ижевского. Есть хорошие салоны, есть лавочки, где предлагают гвоздики, розочки и жуткие синие букеты в блёстках и гофрированной бумаге. Также торгуют и охапками цветов по бросовой цене.

У мужчин много секретов

Флористы, как и психологи, хранят тайны. У нас были постоянные покупатели, которые к 8 Марта и другим праздникам заказывали букеты оптом: одинаковые маме и тёще, маленький букетик дочке и немного отличающиеся друг от друга — для любовницы и жены. У мужчин вообще много секретов. Они часто вкладывают много эмоций в покупку букета, переживают, что женщине может не понравиться, что неудачный выбор спровоцирует ссору или приведёт к расставанию. Например, предлагаешь свежие громадные белые розы, а он тебе отвечает: нет, только алые, они выразят всю мою страсть.

Был случай — солидный бизнесмен подписал открытку: "Пусть это утро будет таким же светлым, как эти цветы". Долго мы с ним подбирали розы именно того оттенка, который ассоциируется у него с ясным утром.

Слёзы над бледным шариком

Люди хотят от тебя эмоций. Один из самых курьёзных случаев произошёл у меня несколько лет назад. Девушка заказывала букет с розовым гелиевым шариком для своей сестры. Она жила в другом городе и попросила прислать фото с момента вручения подарка. Потом позвонила и, рыдая в трубку, сообщила, что я испортила праздник: девушку не устроил оттенок шарика, он был несколько "бледноват". Пришлось извиняться и предлагать компенсацию. В нашей профессии клиент прав всегда.

"Жёлтые тюльпаны" и другие суеверия

Суеверия по-прежнему сильны. Однажды Наташа Королёва спела "Жёлтые тюльпаны — вестники разлуки" и подложила большую свинью всем цветам этого оттенка. Их практически не покупают. И сколько ни убеждай клиента, что мы не встречали ни одного человека, кто бы дарил жёлтые цветы с целью расстаться, всё равно не верят. Остаётся ждать, пока этот хит забудется.

Иногда доходят до абсурда с чётным/нечётным количеством цветов в букете. Заставляют всё пересчитывать — вплоть до количества бутончиков на веточках. 

Типы покупателей

Есть те, кто приходит с определённой суммой и просит сделать на эти деньги "красиво". Другие выбирают долго, смотрят, как сочетаются цвета, учитывают многие мелочи. Есть люди, которые ходят только к конкретному флористу. Сложнее всего работать с тем, кто сам не знает, чего хочет, но и к ним надо найти подход. Общение — часть нашей профессии.