Ольга (имя изменено) работает флористом уже более девяти лет. Девушка рассказала "Клопс", зачем использует принцип золотого сечения, почему цвет воздушного шарика может стать причиной драмы, и о том, какие причуды покупателей она хранит в тайне.
От бидермейера до растрёпыша — как вместе со стажем менялась мода
По образованию я графический дизайнер. Отучившись и получив диплом, поняла, что мне нужно что-то максимально творческое, что я не хочу просто рисовать и делать чертежи на компьютере. Стала рассылать резюме, ходить по цветочным салонам. Меня взяли в крупную фирму, первые три месяца я работала и параллельно училась.
На практику я вышла ранней весной. Весь магазин был наполнен ароматом гиацинтов, с тех пор он вызывает у меня самые положительные эмоции. Первую половину дня я выполняла учебные задания, а потом помогала коллегам. Изучала принцип золотого сечения и то, как его можно применить при составлении букета, палитру, текстуру, форму цветов и их сочетаемость.
За время моей работы мода изменилась. Восемь лет назад были популярны аккуратные букеты в стиле бидермейер. А люди чаще выбирают растрёпышей, как мы их называем. В них присутствуют контрасты, разноуровневая группировка растений, и похожи они на охапки диких цветов.
Покупатели не хотят ждать, выбирать, теперь цветы можно купить и в супермаркете.
Выручка вырастает в четыре раза
Хорошо помню своё первое Восьмое марта на рабочем месте. Мы с коллегами не спали трое суток. Изредка отрывались на еду и туалет, иногда мы дремали прямо на прилавках минут по 15–20 — и снова за работу. Заказов — вал. С тех пор по-другому Международный женский день я и не отмечаю. Выручка в такие дни увеличивается в четыре раза.
О калининградской флористике
Я переехала из Ижевска в Калининград несколько лет назад — хотелось к морю, в более мягкий климат. Тут люди меньше тратят на букеты. Если в Ижевске отдать за работу флориста 6000 рублей вполне нормально, то тут ценник гораздо ниже. Люди приходят и с 1000 рублей.
Калининград близок к Европе, но это чувствуется только в том, что тут присутствуют традиции погребальной флористики. Часто на церемонию прощания заказывают композиции из живых цветов, для "большой" России это редкость. В остальном цветочный бизнес Калининграда ничем не отличается от ижевского. Есть хорошие салоны, есть лавочки, где предлагают гвоздики, розочки и жуткие синие букеты в блёстках и гофрированной бумаге. Также торгуют и охапками цветов по бросовой цене.
У мужчин много секретов
Флористы, как и психологи, хранят тайны. У нас были постоянные покупатели, которые к 8 Марта и другим праздникам заказывали букеты оптом: одинаковые маме и тёще, маленький букетик дочке и немного отличающиеся друг от друга — для любовницы и жены. У мужчин вообще много секретов. Они часто вкладывают много эмоций в покупку букета, переживают, что женщине может не понравиться, что неудачный выбор спровоцирует ссору или приведёт к расставанию. Например, предлагаешь свежие громадные белые розы, а он тебе отвечает: нет, только алые, они выразят всю мою страсть.
Был случай — солидный бизнесмен подписал открытку: "Пусть это утро будет таким же светлым, как эти цветы". Долго мы с ним подбирали розы именно того оттенка, который ассоциируется у него с ясным утром.
Слёзы над бледным шариком
Люди хотят от тебя эмоций. Один из самых курьёзных случаев произошёл у меня несколько лет назад. Девушка заказывала букет с розовым гелиевым шариком для своей сестры. Она жила в другом городе и попросила прислать фото с момента вручения подарка. Потом позвонила и, рыдая в трубку, сообщила, что я испортила праздник: девушку не устроил оттенок шарика, он был несколько "бледноват". Пришлось извиняться и предлагать компенсацию. В нашей профессии клиент прав всегда.
"Жёлтые тюльпаны" и другие суеверия
Суеверия по-прежнему сильны. Однажды Наташа Королёва спела "Жёлтые тюльпаны — вестники разлуки" и подложила большую свинью всем цветам этого оттенка. Их практически не покупают. И сколько ни убеждай клиента, что мы не встречали ни одного человека, кто бы дарил жёлтые цветы с целью расстаться, всё равно не верят. Остаётся ждать, пока этот хит забудется.
Иногда доходят до абсурда с чётным/нечётным количеством цветов в букете. Заставляют всё пересчитывать — вплоть до количества бутончиков на веточках.
Типы покупателей
Есть те, кто приходит с определённой суммой и просит сделать на эти деньги "красиво". Другие выбирают долго, смотрят, как сочетаются цвета, учитывают многие мелочи. Есть люди, которые ходят только к конкретному флористу. Сложнее всего работать с тем, кто сам не знает, чего хочет, но и к ним надо найти подход. Общение — часть нашей профессии.