Корреспондент "Клопс" Александр Адерихин изучал в архиве Калининградской области документы о том, как и какое кино смотрели калининградцы в пятидесятые годы прошлого века.
В конце декабря 1950 года в кинотеатре "Заря" состоялось общее собрание сотрудников Областного управления кинофикации — организации, отвечавшей на всей территории области за важнейшее из всех искусств. Во всяком случае, по версии Владимира Ильича Ленина.
Выступления собравшихся товарищей секретарь старательно занесла в протокол, который в своё время сдали в Государственный архив Калининградской области, где он хранится до сих пор. Этот потрясающий документ рассказывает не только о кино. Он о том, как в пятидесятых жили советские переселенцы в городе, ставшем одним из советских военных трофеев.
"Напутствуя некоторых нецензурными словами"
Одной из форм работы была кинопередвижка — машина с установленным на ней проектором. Кинопередвижки привозили кино в посёлки области, где их приезд радостно встречали труженики. Во всяком случае, должны были. Но в некоторых колхозах и совхозах кино смотрели плохо. О чём и сказал на собрании коллектива в декабре 1950 года один из руководителей Облкинофикации.
"Мы никак не можем добиться культурного обслуживания зрителя, — говорил этот выступающий. — Положение с клубами в зимнее время тяжёлое: в Правдинском районе из 17 клубов только два подготовлены к работе в зимних условиях, остальные клубы без окон, без дверей, закрываются окна и двери рогожками, но это никак не может создать нормальных условий для работы, аппаратура стынет, и зрители мёрзнут".
Товарищ Гамбург, руководитель кинотеатра в Багратионовском районе, пожаловался собравшимся, что "в районе совершенно недостаточно резиновых сапог, которые крайне необходимы киномеханикам".
С обидой, которая читается даже в сухих словах протокола собрания, товарищ Гамбург рассказал, как распределялись резиновые сапоги. "Я пришёл (в райисполком — прим. авт.) и говорю, что надо выделить сапоги для наших киномехаников, а мне говорят: нельзя дать киномеханикам".
Товарищ Гамбург обратил внимание, что в центральных областях страны оказывается всяческое внимание представителям этой профессии, а в Калининградской области пока такого не наблюдается.
"Киномеханик по приезде с кинокартиной не имеет определённого места, где бы он мог остановиться на ночлег, а если у кого остановится, то надо эту хозяйку бесплатно в кино пропустить, председателя колхоза пропустить, да ещё с женой, да ещё и уполномоченного… Когда я приехал в один колхоз и приказал не пропускать бесплатно бригадира, так киномеханик не мог два дня кино поставить", — сказал товарищ Гамбург.
Досталось и самим труженикам кинофронта, потому что "по расширению культурного и политического кругозора киномехаников не занимаются, не повышается их политическая сознательность, газеты киномеханики не читают".
Тут и вспомнили, как в прошлом, 1949, году "киномеханик Гурьевского района Приказчиков при демонстрации кинокартины в колхозе "Загорск" брал с детей по два рубля и пропускал в зал, не выдав им билета и напутствуя некоторых нецензурными словами".
"Пусть я буду сукин сын!"
Особое внимание уделялось качеству экранов.
"Если говорить особенно о кинопередвижках, то экраны уже превратились в какую-то тряпку. Киномеханик после сеанса заворачивается в этот экран и спит, а на следующий сеанс опять разворачивает и показывает кино", — это цитата из выступления директора гурьевского кинотеатра "Аврора", ныне несуществующего.
Собрание коллектива проходило во флагмане калининградской кинофикации — кинотеатре "Заря". На передовом предприятии умудрились провести капитальный ремонт, не закрывая кинотеатр. Но...
"Я хотел бы обратить внимание на экран, который висит в этом зале. Дальше уже двигаться некуда. Куда смотрит управление кинофикации? Этот зал ведь лицо всей области. Это же кинотеатр "Заря", здесь смотрят кино все хозяева области. А эти сборы (складки — прим. авт.) на экране очень сильно влияют на качество показа, искажение получается примерно на 70%, они искажают изображения, каждая сборка даёт расплывчатый объектив, но несмотря на это, экран висит перед нами", — заявил один из областных кинофикаторов.
Директору кинотеатра в Светлогорске товарищу Голубеву очень сильно досталось за некую, к сожалению, несохранившуюся вывеску.
"Директор театра не достоин быть директором театра, раз допустил такую вывеску", — резали правду-матку прямо в глаза директору его товарищи по работе.
Что же там за вывеска такая была?! Увы, скорее всего, мы этого никогда не узнаем.
Товарищ Голубев, директор, как тогда говорили, театра, за словом в карман не полез. Он ответил критикам: "Как можно удовлетворять культурные требования, когда у нас порядочной ручки от дверей нет? Как было всё немецкое, так и осталось".
Впрочем, это была не главная проблема директора кинотеатра. Он сказал:
"Пусть я буду сукин сын, если я не способен руководить, но ведь дело доходит до того, что не только такую вывеску повесили, но люди по естественным надобностям около кинотеатра ходят, потому что в кинотеатре нет туалетной комнаты. Что им ваша вывеска".
"Имеется ряд безобразий"
Цитата из выступления товарища Заботина, директора открывшегося 17 сентября 1950 года кинотеатра "Баррикады":
"У нас есть много вещей, которые очень сильно тормозят работу кинотеатра, потому что мало и плохо обращают внимание на наш кинотеатр как районные советы трудящихся, райком партии, так и областное управление кинофикации. Сам зал пустой, нет драпировки, нет достаточного оборудования, но зрители всё-таки довольны, что стал кинотеатр, а раньше был вроде конюшни. Однако наш кинотеатр находится среди развалин. У нас был начальник областного управления и спрашивает, где же живут люди, которые ходят в ваш кинотеатр, потому что кругом развалины, а улица, которая ведёт к кинотеатру, не освещена и имеется ряд безобразий. Один раз девушку в развалины затащили, одного гражданина окровавленного в кинотеатр принесли, приехала скорая помощь и увезла его".
"По такой улице, когда люди ходят с опасением за свою жизнь, невозможно выполнить государственный план", — посетовал директор и отметил ещё одно "безобразие": "Не всё благополучно с электроэнергией. Как только восемь часов вечера, так начинают включать электроприборы — плитки и другое, а у нас начинают перегорать фазы".
Вино как кино
В пятидесятом в кино ходили не только посмотреть кинокартину, но и поесть. В том числе и выпить. И это стало проблемой.
"Заместитель министра кинематографии СССР товарищ Котов поставил вопрос, чтобы в кинотеатрах были самые лучшие буфеты, чтобы в них ассортимент был самый лучший, а пока в наших кинотеатрах в буфетах есть водка, которой в кинотеатрах вообще быть не должно", — сказал товарищ Ромашов из областного управления кинофикации.
И привёл пример: "В кинотеатре "Заря" я был свидетелем того, как одного гражданина, напившегося пьяным в буфете, затолкали в комнату и оставили протрезвляться вместо того, чтобы выгнать его из кинотеатра".
"В кинотеатре должны продаваться яблоки, конфеты, печенье, торты, воды, пиво и ни в коем случае водка, — вторил товарищу Ромашову его коллега. — Не секрет, что некоторые товарищи идут в кино только для того, чтобы напиться вечером, потому что магазины закрыты".
На собрании коллектива заслушали также передовиков. Например, киномеханик Кононов не только выполнил, но и перевыполнил план. В своём выступлении он раскрыл секрет своего успеха: "Этого я добился потому, что своевременно вывешивал афиши перед началом демонстрации кино, и обходил перед сеансом зрителей, и рассказывал им смысл картины".