13:46

Шесть вопросов о том, как калининградцам сэкономить на коммунальных платежах

  1. Статьи
Архив "Клопс"

Собственники квартир могут сэкономить на коммунальных расходах совершенно законно, в том числе не платить за общедомовое имущество, если не пользуются им. "Клопс" изучил, в каких случаях удастся сберечь свои кровные.

  1. 1. В каких случаях можно не платить?

Можно не платить за свет, воду и водоотведение, но только при одном условии — если жильё пустует более пяти дней. Это касается только тех, кто платит за "коммуналку" по нормативу. При этом жильцы должны доказать управляющей компании, что они действительно не проживали у себя дома: предоставить справку с места учёбы, военной службы, работы (в случае командировки), пассажирские билеты или гостиничный счёт (если были в отпуске). Также рекомендуется заранее предупредить коммунальщиков о своём отсутствии.

"Если вы не платили и при этом не предоставили сведений о своём отсутствии, то поставщики услуг вправе обратиться в суд", — отмечает адвокат Екатерина Казакова.

2. Надо ли платить за домофон и лифт? 

Нередко в платёжках некоторые услуги дублируются. Чтобы не переплачивать, владельцы квартир должны внимательно изучить свои договоры с управляющей компанией.

"Бывает, что в жировках выставляют плату за содержание общедомового имущества и отдельно — за домофон. Это законно, если домофон не включён в общий перечень, это можно проверить, изучив договор с управляющей компанией или обратившись туда. Если домофон стоит отдельной строкой, надо попросить, чтобы его отнесли к общедомовому имуществу", — отмечает исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева. 

Жильцы нижних этажей могут отказаться платить за лифт, но такое решение должны принять собственники квартир на общем собрании. 

"Лифт — это общее имущество дома, жильцы обязаны содержать его пропорционально своей доле. Если часть соседей не будет платить за лифт, то для остальных плата увеличится. Но закон предусматривает компенсации за имущество, которым собственник не пользуется. Поэтому жильцы нижних этажей могут поставить перед общим собранием вопрос об освобождении их от платы", — утверждает Екатерина Казакова.

3. В каких ещё случаях можно требовать перерасчёт?

По Закону о защите прав потребителей, жильцы вправе получить перерасчёт, если коммунальщики недобросовестно оказывали услуги по содержанию дома. Для этого нужно подать письменную претензию в управляющую компанию.

По словам Светланы Разворотневой, важно, чтобы работал совет многоквартирного дома. 

"Председатель подписывает ежемесячно акты приёмки работ, которые делает управляющая компания. Если что-то не выполнено — жильцы имеют право подать на перерасчёт платы", — отмечает эксперт. 

4. За что придётся платить в любом случае?

Граждане обязаны платить за отопление — даже если большая часть жильцов в доме не проживает. Также необходимо вносить деньги за содержание общедомового имущества (подвалов, чердаков, лестниц), капитальный ремонт.

"Было немало споров, на каких условиях можно не оплачивать общедомовые нужды. Верховный суд поставил точку в этом вопросе. Общее имущество дома является предметом заботы всех, кто в нём живёт. Временное неиспользование помещений не освобождает собственников или нанимателей от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, платы за отопление и другие коммунальные ресурсы, поставленные на общедомовые нужды", — отмечает адвокат Евгений Старовыборный.

5. Как ещё можно сэкономить на ЖКХ?

"Жильцы часто платят за радиоточку, но мало кто пользуется сейчас такой услугой. Чтобы не переплачивать, нужно написать заявление, чтобы её официально отключили", — отмечает Светлана Разворотнева.

Эксперты рекомендуют также установить счётчики у себя в квартирах.

"Однако нужно помнить: даже если вы отсутствуете, необходимо ежемесячно подавать показания, иначе плату за ЖКУ начислят по нормативу", — говорит Екатерина Казакова.

6. Куда жаловаться по вопросам платы за "коммуналку"?

Как уже говорилось выше, для начала нужно обращаться в управляющую компанию. Если проблему не устранили, пишите жалобу в контролирующие органы — например, в министерство контроля.

"В своей жизни и практике я использую следующий алгоритм: претензия в УК, жалоба в министерство контроля, исковое заявление в суд", — советует Евгений Старовыборный.

Ранее в правительстве РФ утвердили двухэтапную индексацию тарифов ЖКХ в 2019 году. В Калининграде с 1 января подорожала холодная вода.