12:37

«Там большая игра идёт»: живущие в Калининграде турки рассказали о своём отношении к кандидатам в президенты родной страны

  1. Россия и мир
«Там большая игра идёт»: живущие в Калининграде турки рассказали о своём отношении к кандидатам в президенты родной страны - Новости Калининграда | Изображение: Александр Скачко
Изображение: Александр Скачко

Выборы президента Турции перешли во второй раунд. На основном голосовании определить нового главу государства не получилось. Реджеп Тайип Эрдоган и его оппонент Кемаль Кылычдароглу не набрали нужного для победы результата. Что думают о кандидатах живущие в Калининграде турки — в материале «Клопс». 

Месут, 44 года, технический менеджер

«Я против Реджепа Эрдогана. У нас в Турции инфляция по прошлому году составила 400 процентов, а официально он скажет, что 70-80. Например, раньше съём двухкомнатной квартиры стоил 2 000 лир, а сейчас за неё придётся отдать порядка 7 000 лир. Правительство Эрдогана отменило визы для граждан Афганистана, Пакистана, сейчас таких мигрантов в Турции около 13 миллионов человек. 

При Кемале Кылычдароглу, я думаю, хуже не будет. Сам Кылычдароглу на все 100 процентов ничего не сможет изменить, но сделать жизнь турок чуть лучше ему по силам. 

Он стремится к дружеским отношениям с Европой. При нём страна может повернуться к ней лицом.

Я сам из того города, где выборы всегда были за оппозицией. К сожалению, в этот раз я не проголосовал, хотя шанс у меня был. Для этого надо лететь в Петербург и идти в местное турецкое консульство, однако из-за работы мне это не удалось, да и одна ночь в Питере мне обошлась бы в 20-25 тысяч рублей, что довольно дорого. 

Мне кажется, победит Эрдоган, может, и не очень честно. Скольких людей он подкупил, трудно сказать. Гражданам России выдал турецкие паспорта, за это они и проголосовали на него. Такая вот обманка. У нас нет ничего, наши политики должны всех слушать. Может, будет всё по другому, но сейчас мне кажется именно так».

Реджеп Тайип Эрдоган | Изображение: Яна Чернецова / Midjourney
Реджеп Тайип Эрдоган. Изображение: Яна Чернецова / Midjourney

Керем, 40 лет, предприниматель

«Я за Кылычдароглу, однозначно. У нас всё было хорошо, пока Эрдоган взял и не открыл страну для сирийцев и пакистанцев. Мы уже чувствуем себя в Турции как второй класс людей, понимаете? У них всё бесплатно: медицина, учёба в университетах без экзаменов, бизнес без налогов, а нам — 18%, а если есть работники, то и за них плати. 

У меня был бизнес: зоомагазин, аптека, кафе, но из-за налогов я это потерял. К тому же инфляция во много процентов, всё дорожает. Жить на родине становится просто невозможно.

Победу Эрдогану обеспечат. Например, в австралийском Сиднее просто наштамповали бюллетени за него. Я не верю, что выборы будут честными. После переизбрания Реджепа Эрдогана жизнь в Турции будет тяжелее. На мне это никак не отразится: я давно живу в Калининграде, домой летаю только к родителям. Придёт Кылычдароглу, многое изменится. Например, люди смогут высказываться, понимаете? Мы о нём немного знаем, но то, что он делает, заставляет ему верить. С другой стороны, политикам верить нельзя (смеётся).

Я не голосовал в воскресенье, понимаю — нет смысла. Они (ЦИК Турции — ред.) не будут учитывать моё мнение. Там большая игра идёт. Моя семья выбрала Кылычдароглу. Живёт она в городе Адана, где землетрясение было. Даже тогда правительство Эрдогана медленно среагировало на происшествие. Русские по собственному желанию ехали помогать туркам, а наше государство что делало в этот момент?»

Кемаль Кылычдароглу | Изображение: Яна Чернецова / Midjourney
Кемаль Кылычдароглу. Изображение: Яна Чернецова / Midjourney

Хакан, 47 лет, предприниматель

«Я считаю, что Эрдогану пора уходить. Он начинает считать себя богом. Я хоть и в Калининграде живу, но всё равно переживаю за свою страну: у меня родители там остались. Экономически Турция в упадке, у нас почти всё дорожает. Надо попробовать нового президента. Я, конечно, в политике не силён: для меня политика переводится как обман. Кылычдароглу показывает себя пока нормально. Может, он и окажется той сильной рукой, которая подвинет Эрдогана. С другой стороны, во внешней политике вряд ли он силён, хоть и полностью знает внутреннюю. 

Я сам не голосовал, времени не нашёл. Все мои родные — за Кемаля. Как изменится после выборов моя жизнь, я не могу предсказать. Всё зависит от отношений Россия — Турция. 

Я надеюсь, что Россия — друг Турции навсегда. Эти страны друг другу нужны, одна только торговля насколько большая у нас.

Придёт Кылычдароглу, и всё равно Турция будет рядом с Россией. Народ не даст ему поступить иначе. Давайте честно, все страны друг другу нужны: у нас есть овощи и текстиль, у вас — нефть и газ, у Америки — технологии, у Германии — авто. Нужно жить в мире». 

Если Кемаль окружит себя правильными людьми, то у него получится изменить жизнь в Турции. Но мне кажется, что победит Эрдоган: он покупает голоса. Честные выборы — не про него. Может кто-то и попытается протестовать, но это вопрос личностный, психологический». 

Керем и Хакан до переезда в Россию развивали свой бизнес в Турции. Говорят, что закрыть дело вынудили высокие налоги на ИП. Четвёртый собеседник «Клопс» жил в Калининграде три года. Сейчас Озан в Анталье, планирует вернуться в Россию, но когда и в какой город — точно не знает. Свой выбор Озан остановил на Реджепе Тайипе Эрдогане. 

Озан, 34 года, ветеринар

«Вообще, я далёк от политики, для меня это грязная игра. В ней не бывает друзей, я считаю. Позиция Кемаля Кылычдароглу меня немного смущает. Я не верю, что Турция когда-то войдёт в Евросоюз, но даже если это случится хоть завтра, мы долгое время будем периферией ЕС. 

Программа Эрдогана тоже сомнительная для третьего подряд срока, однако я немного консервативных взглядов, и любая перемена для меня равна стрессу. По этой причине я отдам голос именно за него (Эрдогана — ред.). Отношения с Россией, на мой взгляд, от ухода Эрдогана могут непоправимо пострадать. Мы знаем, как президент Путин относится к НАТО, и Кылычдароглу знает. Россия не враг нам, мы хотим дружить. Кто бы всё же ни победил, я надеюсь, сотрудничество будет только укрепляться. В Москве этого тоже хотят, да и Эрдоган умеет находить общий язык с Путиным». 

«Московский комсомолец» пишет, что турецкие диаспоры за рубежом проголосовали по-разному. В Германии, Австрии, Нидерландах, Бельгии и Франции турки выбирают Эрдогана. В Великобритании, Испании, Америке, Казахстане, Япониии, Китае и России популярен оппозиционер Кылычдароглу. Главный редактор «МК-Турция» Яшар Ниязбаев связывает это явление с тем, что живущим в России более близки левые взгляды, они не разделяют идеологию Эрдогана и его ценности.

Турецкий центризбирком объявил о втором туре президентских выборов.