10:49

Тайна подземелья калининградской филармонии

  1. Новости

Новость о том, что в здании концертного зала областной филармонии обнаружен неизвестный подземный ход, вполне тянула на сенсацию. На проем, который не значился на современных планах строения, рабочие наткнулись в ходе подготовительных работ к ремонту бывшей церкви святого Семейства – он начался буквально на днях.

Ходы-выходы забетонировали

Однако на поверку оказалось, что вновь нашла свое подтверждение поговорка, согласно которой все новое – это всего лишь хорошо забытое старое. Причем на сей раз афоризм стоит понимать на редкость буквально. О подземном ходе (точнее даже двух таких ходах) было известно еще, как минимум, 40 лет назад. Больше того – один из тех, кто тогда сумел проникнуть в таинственные галереи, как выяснилось, сегодня трудится в качестве охранника этого же самого концертного зала!

- В конце 60-х наша семья жила в городе Пионерский курорт, - рассказывает Валерий Кривохижа. – Но так получилось, что мне часто приходилось ездить с матерью в Калининград и бывать именно в этом районе улицы Богдана Хмельницкого. Понятно, что старая кирха нас, пацанов, очень манила. Тем более что она тогда стояла заброшенная, без дверей и окон, так что, внутрь мы проникали без проблем. И с упоением исследовали все доступные помещения.

Пронырливые мальчишки быстро отыскали вход в подземную галерею, ведущую на юг. Пройти по ней было можно вполне свободно, и метров через 100-150 оказаться уже на улице Ольштынской. Говорят, даже через 25 лет после войны в подземелье изредка еще попадались немецкие каски и заржавленные детали стрелкового оружия. Впрочем, привлекали даже не эти находки (в городе и области хватало мест, где легко можно было отыскать предметы покруче), а сама атмосфера таинственности, царившая здесь. Однако вскоре несанкционированным экскурсиям взрослые положили конец.

- Я уже точно не помню, что именно случилось с одним из пацанов, - говорит Валерий Павович. – То ли завалило его, то ли задохнулся он в этой самой галерее. В газетах как-то скупо об этом сообщали. Но после этого вход и выход в подземелье забетонировали.

Что до второго хода, то он тянулся в северо-восточном направлении и даже абсолютно несведущему человеку было ясно, что никакими средневековыми тайнами здесь и не пахнет. Своды этой галереи были из железобетона, да еще и швы между ними для гидроизоляции залиты гудроном. Сооружение явно военного времени. Недалеко от входа был завал, поэтому пролезть дальше несовершеннолетние исследователи даже не пытались, тем более, интереса особого не было.

Сокровища таинственно исчезли

- Между прочим, именно со вторым подземным ходом этой кирхи связана очень интересная история, - замечает известный калининградский краевед Авенир Овсянов. – Совершенно справедливо предположение, что сооружен он был уже во время войны. Точнее, после печально известных бомбежек Кенигсберга английской авиацией в августе 1944-го. Тогда очень много людей погибло под обрушившимися зданиями, и немцы принялись интенсивно строить аварийные выходы из подвалов наружу. По довоенным расчетам после попадания бомбы руины должны были покрыть окружность радиусом в половину высоты строения. Соответственно, строились выходы такой же длины. Однако выяснилось, что при ковровых бомбардировках, когда рушились целые кварталы домов, эти нормативы недостаточны, и галереи пришлось существенно удлинять. Практичные немцы, предвидя возможность уличных боев, часто придавали таким ходам двойное назначение: для выхода из-под руин и для ведения боев под землей.

Такой вывод Авенир Петрович сделал после того как в 1994 году обследовал подземный ход рядом со зданием администраци Калининграда. На месте теперешнего торгового центра «Европа» рабочие устанавливали стойку для рекламного щита, и неожиданно в земле обнаружился провал. Спустившись в него, Овсянов обнаружил целую систему ходов со стенками из железобетона, снабженных водостоками, вентиляцией и на поворотах – противопульными и противоосколочными железными дверьми. Чуть позже версия получила подтверждение из архивов в Германии.

В ожидании чертежей

- В кирхе Святого Семейства сделано примерно то же самое, - продолжает краевед. – В апреле 45-го одна из штурмовых групп 11-й армии прорвалась к церкви и в ее центральном нефе увидела большой штабель ящиков. Несколько из них вскрыли – внутри оказались иконы, фарфор и другие ценности. По периметру здания выставили охрану и продолжили бой. А когда штурм закончился, трофейная команда явилась за сокровищами. Но внутри кирхи уже ничего не было. Предположительно кто-то проник в здание по подземным галереям и сумел незаметно вынести все ящики. Эта версия до сих пор не подтверждена, но и никем не опровергнута. В 70-е годы у нас в городе работала так называемая Калининградская геолого-археологическая экспедиция Стороженко. Точнее, под ее прикрытием спецслужбы пытались вести поиск утраченных ценностей. Но тогда дальше первой осыпи недалеко от входа в северо-восточную галерею пойти не рискнули. Хотя я не думаю, что там и тогда можно было найти что-либо существенное. Да и сейчас тоже вряд ли стоит ждать каких-то открытий или находок.

- Пока мы решили не пытаться проникнуть в подземные галереи, - сообщил директор Калининградской областной филармонии Виктор Бобков. – Прежде необходимо попробовать найти чертежи, для чего, вероятно, придется делать запросы в германские архивы. Но в принципе от идеи исследовать оба хода никто не отказался.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Католическая кирха Святого семейства (Kirche «zur Heiligen Famile») в неоготическом стиле была построена по проекту архитектора Фридриха Хайтмана в 1907 году. В этой церкви никогда не проводились панихиды, только обряды крещения и венчания. Расположенное среди потной застройки, во время военных действий здание пострадало сравнительно несильно. После войны кирха некоторое время использовалась под склад, а в начале 70-х ее начали реставрировать. Однако работы затянулись до 1980 года. Еще два года спустя внутри установили орган, и объект стал Концертным залом Калининградской областной филармонии.