Новая редакция регионального закона "Об объектах культурного наследия в Калининградской области" предусматривает ужесточение требований к зданиям, претендующим на включение в реестр объектов культурного наследия. Об этом в четверг, 29 октября, журналистам рассказал глава службы охраны памятников Евгений Маслов.
По словам чиновника, в "определённую историческую эпоху" показателем эффективности работы органов охраны памятников было количество объектов, поставленных на учёт. Причём многие памятники получили свой охранный статус ещё до появления региональной службы. Иногда ведомству приходится судиться, чтобы отстоять охранный статус объекта. Так как, по заверениям Маслова, документация, подтверждающая этот статус, составлялась невнимательно, то доказать свою правоту службе крайне сложно.
"Мы по некоторым из таких памятников уходим в суды и пытаемся их защитить от разрушения, от других посягательств, допустим, исключить из реестра. У нас возникают очень серьёзные проблемы, потому что исходные материалы, на основании которых поставлены памятники, это либо ксерокопии, либо неграмотные переводы с немецких электронных источников, либо что-то ещё... Когда проводится против нас встречная экспертиза, то получается, что не совпадают адреса, наименования, материал, стиль и прочее".
Чтобы избежать такой ситуации, теперь при приёме заявления о выявлении памятника с заявителя будут требовать представить серьёзный пакет документов, в котором подтверждается то, что этот объект соответствует всем признакам объекта культурного наследия. Теперь необходимо доказать, что здание уникально в силу каких-то исторических причин или художественных качеств. "Должны быть приложены не просто те же самые ксерокопии или скриншоты с немецких сайтов, а документированная информация в форме архивных документов, выписки из научной литературы, справочных изданий и так далее. Надеюсь, что качество постановки объектов на учёт в этой связи серьёзно повысится", — пояснил Маслов.
Он добавил, что это поможет избежать не только путаницы, но ещё и лишит возможности недобросовестных граждан использовать "охранный статус памятника архитектуры" в своих целях:
"Не хотелось бы об этом говорить, но очень часто нашим законодательством и нашей службой пользуются третьи стороны для того, чтобы решить какие-то свои вопросы. Бывает, что родственники пишут жалобу в нашу службу по поводу нарушения законодательства в сфере охраны памятников просто потому, что они жили в одном доме, потом поссорились и вот теперь хотят сделать нехорошо друг другу. Бывают и коммерческие интересы: когда за землю спорят и вот, раз мне не достался этот участок земли, сделаю дом, стоящий на ней, памятником и тогда посмотрим, как ты на ней покрутишься. Поэтому мы здесь ходим как по лезвию ножа, должны сто раз взвешивать принимаемые решения", — поведал Маслов.