18:53

Директор учебного авиацентра: Медкомиссию на бортпроводника проходит только пятая часть абитуриентов

  1. Новости
Директор авиационного учебного центра института транспорта и технического сервиса БФУ имени Канта Зоя Гринько в программе "Бизнес-завтрак" рассказала Юрию Хребтову о работе бортпроводников, их подготовке к полетам и о том, как учебный центр стал единственным в России обладателем настоящего воздушного судна-тренажера
 
- Зоя Ивановна, большинство жителей нашей области даже не подозревают, что в составе знаменитого БФУ есть авиационный центр. Кому принадлежит идея его создания?
 
- Авиационный центр был создан в 2007 году на кафедре сервиса, а потом перешел уже как структурное подразделение в институт транспорта и технического сервиса. Среди российских университетов БФУ им. Канта единственный, кто имеет под своим крылом авиационный учебный центр. И руководство университета большое внимание уделяет его укомплектованности.
 
- Кадрами?
 
- Не только. Еще техническими средствами. Нам также помогли выкупить у аэропорта Храброво воздушное судно Боинг-737, сейчас это тренажерный комплекс для обучения авиаперсонала. А идея создания авиационного центра принадлежит мне. В 2005 году я зашла в университет навестить своих коллег, я тогда работала в "КД авиа" начальником службы бортпроводников, и в приватной беседе возник вопрос  – а почему бы нам самим не осуществлять подготовку авиаперсонала на базе БФУ, в центре дополнительного образования? Тогда все эту идею пропустили.
 
- Возни много?
 
- Да, чтобы создать этот центр, нужно было пройти сертификацию в Росавиации, получить множество разрешительных документов, никто, конечно, не хотел этим заниматься. И мне так, шутя, предложили – а сама не хочешь заняться реализацией этой идеи? И я решилась, тем более, что пора было уже заканчивать летную деятельность.
 
- А для кого вы готовите специалистов, ведь Калининград не имеет своей авиакомпании?
 
- Мы готовим бортпроводников для всех авиакомпаний, с учетом внутренних и международных рейсов. Тесно сотрудничаем с "Аэрофлотом", "Трансаэро", "S7 Глобус", "Ю-Тэйр". Ведущие авиакомпании с удовольствием забирают наших выпускников. 
 
- Что нужно для учебы, сколько это стоит? 
 
- Крепкое здоровье, хорошее знание английского языка и приятные внешние данные. Курс стоит 52 тысячи рублей, длится он два с половиной месяца, - теоретическая программа, тренажерная, психологическая подготовка, ученики проходят  CRM-тестирование (человеческий фактор), получают пакет документов и затем на стажировку в авиакомпанию. А после 30-часовой летной практики - снова тестирование в авиакомпании, чтобы определить, готовы они к самостоятельным полетам или нет.
 
- Те, кого вы учите, по окончанию учебы практически все обеспечены работой?
 
- 97% наших выпускников находят работу, тот малый процент, что отсеивается, – случайные люди, которые ошибочно решили заняться этой профессией.  
 
- То есть бывает, что учащиеся понимают, что это не их дело?
 
- Конечно. Когда они начинают проходить тренажерную подготовку у нас в центре, они понимаю, что это не их, не выдерживают. Многие думают, что профессия проводника – просто пройтись по салону, как по подиуму, покрасоваться. На самом деле работа бортпроводника очень тяжелая, они прежде всего обеспечивают безопасность пассажиров, а потом уже обслуживание и сервис. Поэтому мы готовим бортпроводников очень жестко и качественно. Ну, и надо обладать крепким здоровьем, конечно.
 
- Девушек вы отбираете по принципу 90-60-90?
 
- Нет, это ведь не модельный подиум. Прежде всего отбираем всех по состоянию здоровья. Перед тем как отправить их на летную медкомиссию, которая проходит в Москве, мы проводим собеседование, тестируем на знание английского языка и полностью ведем подготовку. 
 
- Там, наверное, жесткий отбор? Требования, как к пилотам?  
 
- К пилотам жестче. На сегодняшний день, по статистике, для работы бортпроводниками из 150 человек медкомиссию проходят только 30. Для работы пилотами - из 100 юношей только 8-10 человек. К сожалению, у нас нездоровая молодежь. 
 
- Ну, хорошо, приятная внешность, а дальше что?
 
- Тестируем на знание английского языка. А что касается внешности, рост имеет значение. Для девушек требования 160-175, для юношей - 165-185. Хотя некоторые авиакомпании,  напротив, берут именно высоких девушек, боинги сейчас высокие. По внешним формам есть, безусловно, стандарты, размеры у женщин не должны превышать 48-50, у мужчин – 52-54. Многие бортпроводники держат диету. А приоритет отдается юношам, и, по-моему, не только в нашей сфере. Они не уходят в декретный отпуск, у них не болеют дети. 
 
- По окончанию учебы вы с ними держите связь? Может, кто-то из них уже побывал в какой-нибудь нестандартной ситуации?
 
- Конечно, после первого отпуска они приходят, с тортами, цветами, виски, они знают, что это мой любимый напиток. Что касается ситуаций, всякое бывает. У бортпроводников и у летчиков есть пословица "Молчание - золото".
 
- Подготовка суровая?
 
- У нас очень жесткая дисциплина в подготовке. Я не допускаю, чтобы юноши приходили на занятия не бритые, в спортивной форме, никаких футболок, шорт. Девушки должны быть причесаны, волосы уложены, никаких сережек в ушах, никаких пирсингов. Первые две недели приходится с ними жестко бороться, они обижаются, конечно. Но юноши должны быть мужчинами, девушки – женщинами.
 
- Все помнят кадры потрясающей  транспортировки самолета из Храброво в центр города. Это как по улицам слона водили. Расскажите об этом.   
 
- Этот самолет стоял на стоянке в аэропорту, и мы платили арендную плату. Туда приходилось ездить, оформлять пропуска, это приносило определенные неудобства. Поэтому решили перебазировать самолет. Было страшно, но мы это сделали качественно. Подготовка длилась месяца три. Месяц работали инженеры, демонтировали. И с пятого на шестое июля мы осуществили эту перевозку, ночью. Был приглашен представитель Росавиации, было сопровождение со стороны полиции, они нам очень помогли, как и инженерно-техническая служба аэропорта. Все мои коллеги по авиационному цеху приняли активное участие в этом деле. Все у самолета на месте, крылья, шасси, все работает. И сейчас инженеры продолжают работать над еще одним тренажером, чтобы можно было тушить пожар на борту самолета.
 
- Кроме обучения у вас есть еще и функция переподготовки?
 
- Да, мы ведем подготовку, переподготовку, повышение квалификации и ежегодную подготовку по аварийно-спасательным процедурам для специалистов. Обучаем и персонал нашего аэропорта – они ежегодно проходят курсы повышения квалификации. Сейчас благодаря руководству университета мы закупили в Израиле великолепный класс транспортной безопасности. А бортпроводники у нас учатся со всей России – из Владивостока, Сахалина, Краснодара, Оренбурга. Этим ребятам руководство университета предоставляет общежитие на время учебы.
 
- У вас есть даже переподготовка грузчиков. А это зачем?
 
- Специалисты по опасным грузам должны быть сертифицированы в обязательном порядке.
 
- То есть я решу пойти грузчиком, меня еще и не возьмут?
 
- Возьмут на три месяца, посмотрят, как вы работаете. Опасные грузы прилетают, их надо снять с борта самолета, отвезти на склад, для этого должны быть допуски. Аэропорт тем и уникален, что там все профессии должны быть сертифицированы.
 
- А что вы заканчивали?
 
- Наш БФУ имени Канта, факультет психологии. А первое мое образование медицинское, я заканчивала калининградское медучилище, работала шесть лет в реанимации областной больницы. А потом так сложилась жизнь, что мне пришлось уйти в бортпроводники, летать.
 
-  И подобную подготовку проходили?
 
- Да, в Минском училище. Мы тогда учились гораздо дольше – шесть месяцев. А еще раньше бортпроводники вообще обучались девять месяцев. Поступила в калининградский отряд Белорусского управления гражданской авиации и начинала летать с бортпроводника 3-го класса. Отлетав шесть лет и сдав все экзамены, получила первый класс, и мою кандидатуру выдвинули на инструктора. Была внештатным экспертом по безопасности от министерства гражданской авиации (ныне Росавиация), потом стала начальником службы бортпроводников.
 
- Вы своих слушателей готовите универсалами или под тот авиапарк, которым владеет та или иная авиакомпания?
 
- Бортпроводники на начальном этапе обучения могут получать доступ к четырем видам воздушных судов. В основном в компаниях используются боинги - Classic, NG, Airbus и 757, 767. В нашем учебном центре все эти модули-тренажеры, дополнительные тренинги  есть.  
 
- У профессии бортпроводника короткий век?
 
- Возрастного ценза как такового нет. Я закончила свою летную деятельность в 50 лет. Да, женщины получают право выхода на пенсию в 45 лет, мужчины – в 50. При определенном "налете". Но вы знаете, если бортпроводники налетали 3-4 года, они не уходят с этой работы, их затягивает небо.  
 
- Ну, работодатели то все равно отдают предпочтение молодым? Я всегда вижу юных стюардесс.
 
- В 35-40 лет бортпроводник набирается опыта. Это такой кладезь знаний и практики, которым нельзя разбрасываться. Это высшая квалификация бортпроводника.