12:45

Историк моды Александр Васильев: В свой квартире в Зеленоградске делаю уборку раз в год

  1. Новости

Известный ведущий "Модного приговора", историк и коллекционер приезжал в Калининград с лекцией "Загадка Коко Шанель". Трехчасовой моноспектакль прошел с аншлагом, зрительницы были в восторге

"Весь день развешивал картины"

- Какие тенденции в мужском и дамском платье прослеживаются в кенигсбергской моде начала ХХ века и что мы, жители Калининграда, можем перенять у жителей Кенигсберга?

- Тенденции были те же, что и в Берлине. А вот перенять не можете ничего. Кенигсберг был провинциальным глубоко буржуазным городом, который никогда не славился большими дизайнерами или большими магазинами. Я знаю только одну женщину, которая бывала в Кенигсберге в 30-е годы. Это балерина Ксения Триполитова, ей сейчас 98 лет. Здесь она гастролировала из Парижа. И рассказывала, что большой разницы между Кенигсбергом и другими немецкими городами не было. Кенигсберг был даже чуточку на отшибе, потому что это Восточная Пруссия. Это Берлин мог чуть-чуть похвастаться модами, но и Берлин не был никогда потрясающей столицей моды. Немецкие моды это кондовые моды. Это мода для удобства, для того, чтобы не сносили всю жизнь. Но не для того, чтобы кого-то удивить или поразить. Это же не Париж и не Милан! Но одевались в Кенигсберге все хорошо, добротно, по берлинским модам.

Все старые фотографии, на которых мы видим жителей Кенигсберга, приносят только удовольствие. Мы видим буржуазные семьи, ухоженных и аккуратных детей, дам чуть-чуть провинциальных. Но они не виноваты. Немцы вообще не виноваты, такими они родились. И к моде имеют очень отдаленное отношение. Вы скажете  Карл Лагерфельд? Так он парижанин. Он был немцем до 1955 года. С тех пор, сколько воды утекло?

Русские приезжали в Кенигсберг и до революции, и в 20-е годы. Был даже, как известно, самолет Москва-Кенигсберг. (1 мая 1922 года открылась первая в России международная воздушная линия – Москва-Кенигсберг. Одним из первых пассажиров был поэт Сергей Есенин со своей женой Айседорой Дункан. Приземлились 10 мая 1922 года в 20.00 на Кенигсбергском аэродроме Девау - Авт.). Приезжали и при нацистах, когда был Гитлер. Ведь СССР с Гитлером очень дружили. Поссорились в самом конце, только в 1941 году, а до этого вместе слопали Польшу и не подавились. Почему началась Вторая Мировая война? Германия и СССР не граничили, если не считать Восточную Пруссию и Литву. И если бы они не скушали Литву и Польшу, то не было бы и границы.

 - Какова история вашего знакомства с Кранцем (довоенное название Зеленоградска - Авт.)?

- Совершенно случайно. Это было в 2005 году. Моя подруга детства приобрела квартиру в немецком доме 1912 года. А соседняя квартира продавалась и она сказала: "Не медли, пока цены дешевые". Так оно и было. Я купил очень не дорого. Это уже потом мне встало все дорого, когда начался ремонт, когда выяснилось, что ничего не работает: вода, канализация, электричество, крыша, окна и так далее. Но я очень счастлив и доволен.

- Говорят, вы интересно обставили эту квартиру.

- Я все свои владения стараюсь обставлять неплохо. И да, в этой квартире у меня старинная немецкая мебель той поры. Купил я ее в Петербурге, потому что здесь нельзя найти. Много разной живописи и портретов Королевы Луизы во всех видах. Когда в Калининграде в историко-художественном музее и во Фридландских воротах проходили выставки, они одалживали у меня портрет и скульптуру Луизы. Ведь здесь в городе так танком проехались, что ни у кого не сохранилось. Я же в Калининграде делал пару выставок, но народ не в курсе. Когда я пришел в продуктовый магазин в Зеленоградске, мне сказали: "Чего вы тут делаете?". Я им: "Я живу на соседней улице". Эта дама перестала со мной разговаривать, потому что подумала, что я ее разыгрываю. Но я не разыгрывал. То же самое было, когда я пришел в банк. Они не хотели верить и думали, что где-то скрытая камера, что это контрольная закупка или что-то в этом роде.

- Нечасто теперь бываете в Зеленоградске?

- Раз в год. Мне просто некогда, невозможно везде быть и все успеть. У меня же несколько квартир. Эта – шестая.

- (загибаю пальцы) Одна в Москве, вторая в Париже, третья…

- (перебивает) Не будем считать. К черту подробности! Потому что как только я начинаю рассказывать правду, мне это боком становится. Знаете почему? Зависть! Люди начинают считать, высчитывать. Спрашивают: "Какой метраж?", "А почем квадратный метр?".

- Сегодня успели прогуляться?

- Нет. Я занимался развеской живописи. Я всегда привожу что-то новое в квартиру. Это хорошие вещи, но рассказывать об этом подробно не хочу. Повторяю, это хорошие вещи, которые обогатят мою коллекцию. Я сюда присылаю друзей и ассистента, который как раз занимался перевозкой и реставрацией мебели. То есть я слежу, все под надзором. Если меня не бывает, тут все равно кто-то находится. Ну а когда сам дома, то занимаюсь уборкой: все чистенько, все убрано. Вбивал гвоздики, развешивал картины, двигал мебель, подключал лампы, переставлял свечки. Это обычные дела – заменить лампочку. Просто я редко тут бываю. Хотя приезжал даже с собачкой. Пляж и море очень красивые, особенно если уйти на Куршскую косу. Там прекрасно. Но у меня такой график, что всего не успеть. Я ежедневно на большом экране. Народ-то смотрит нас на большом экране и не хочет верить, что мы ходим по улицам. Народу это неприятно. Народ хочет, чтобы мы летали, как стрекозки, в облаках. Но дама в зеленоградском банке мне гордо сказала: "У нас также проживает и Газманов, просто он тут никогда не бывает". Ну, странно. Если бы он не проживал, он же отсюда родом. Также как и певица… напомните мне ее.

- Лада Дэнс.

- Но у нее какая-то простая русская фамилия… Волкова. Она мне говорила. Она один раз участвовала у нас в программе и сказала, что она отсюда родом и что у нее тоже есть тут квартира.

Одеваем детей как в 18-м веке

- Одна из ваших последних книг - "Детская мода Российской Империи". Расскажите о ней.

- У меня около 10 тысяч фотографий, которые я собирал 30 лет. Многое приобретал в разъездах: то во Владивостоке, то в Одессе. Я много путешествую, везде хожу в винтажные магазины. Именно эти фотографии и использованы в книге. В книжке очень интересные детские портреты от 1850-х годов до наших дней. В книге "Русская мода" вообще опубликовано 4 тысячи фотографий.

р.png

Жители Кенигсберга (на фото), по мнению Васильева, одевались добротно, "по берлинским модам".
Фото: Александр Катеруша

- По какому пути шла детская мода в дореволюционной России?

- Она существовала, а сегодня ее нет. Сегодня детская мода - это копия взрослой. Мы хотим, чтобы ребенок в два года знал компьютер, и если можно, уже говорил по-английски. А в три года, если можно, водил машину. Мы лишаем детей детства. Это немножко напоминает ХVIII век, тогда тоже все дети были одеты как взрослые. Это не ново – все девочки ходили в корсетах и с напудренными волосами, были седыми в пятилетнем возрасте. Они носили декольте, когда у них не было груди, носили украшения. Сегодня же тоже люди очень пугаются, когда я говорю, что детям не надо носить бриллианты. Не детская это забава. А богатые родители говорят: "Что плохого-то – купить кольцо с бриллиантом? Бабки есть, базара нет".

Дети в три года знают все, что мы не знали в 16 лет. Они умеют пользоваться всеми кнопками телевизора, компьютера, всеми айпадами. У всех в пять лет мобильные телефоны. Они – маленькие взрослые.

А тогда они были детьми до 17 лет. Они одевались в более короткое, если говорить о платье, носили прическу, играли в игры. А сегодня главная игра детей это убивать. Компьютерные игры очень жестокие, если верить тому, что я вижу иногда в компьютерных клубах, куда мне приходится зайти по необходимости. Там я наблюдаю детей, которые матерятся и кричат, сколько и кого они убили. Правда, теперь не надо ходить в клубы – они играют бандами по домам, по сети. В "Модном приговоре" мы рассматривали дело – женщина только и занималась тем, что играла в компьютерные игры с детьми. Но даже не знала, с кем играет, ведь они все с никами. Она-то думала, что это взрослые мужчины. Надеялась, дурочка. А им по 8 лет.

- Мода это не только одежда, но и воспитание.

- Абсолютно. Сегодня нет самой идеи, что детям нужно дать какое-то другое воспитание. Она погибла, и в ХХI веке этого нет. Мы не знаем, что вырастет. Сегодня мы идем по пути, который наметился только каких-то 13-15 лет назад. Это новый путь, по которому не ходили 225 лет. И сложно сказать, какое поколение выйдет. Я и предположить не могу. Но, во всяком случае, мне не хотелось бы сегодня собирать детскую одежду. Хотя через 50 лет это равенство взрослых и детей будут расценивать как курьез моды. Но сам факт, что девочек отдают в так называемые театры моды, где им предлагают ходить в мини-юбке, на каблуках и красить ресницы, красить губы красным в 10 лет… Говорят, что девочке надо привыкать к макияжу. Не должна девочка привыкать к макияжу, если они не хотят, чтобы она стала шалашовкой.

Мода дореволюционной России воспитывала в детях уважение к труду родителей. Потому что вещи были гораздо качественнее и дороже, тогда не было стиральных машин. Нельзя было просто бросить и постирать. Нужно было отгладить, накрахмалить, зашить и сохранить. Дети были очень аккуратными.

Они с родителями разговаривали на "вы" и никогда не говорили слова поперек. Сегодня они говорят "Не хочу" в два года, и все! Дети диктуют и ставят условия. А у нас в стране такая низкая рождаемость, детей так мало, что один ребенок в семье становится королем. В европейских семьях не так – они очень отлучают детей от себя. Культурное воспитание в Европе гораздо выше. Мы же полагаемся на телевидение, как на воспитательный центр. Я мало вижу, чтобы детей водили на выставки, в театр. Кажется, детей не водят на балет и в оперу.

- Что делать маме, чтобы ее ребенок выглядел, как она хочет, лучше всех?

- Это самая главная ошибка – не надо, чтобы ребенок выглядел лучше всех. Это вселяет в него комплекс превосходства. И еще никогда не надо надевать на них капроновые платья и говорить: "Ты моя принцесска". Принцессы это дочери короля, а не дочери водопроводчиков. Но как раз водопроводчики и дальнобойщики уверены, что их дочка должна быть принцесской. В результате она ищет легкого пути достижения этого. Девочка участвует в конкурсах красоты и ходит в купальнике на подиуме, а ее оценивает какой-то старый изверг. А потом мы говорим, что у нас в стране такой огромный процент педофилии.

- Как одевать ребенка?

- Не надевать чулки в сетку и каблуки, не красить ногти. Не давать девочкам красить свои волосы до 18 лет. Если 15-летняя школьница уже вытравила себе волосы – это ужасно. Она не только взрослит себя, но и показывает, что готова на все. Я знаю, что в Москве есть дома призрения молодых матерей. Это те, которые в 14 – 15 лет ненароком согрешили в лесу и решили оставить ребенка. Но она не замужем и у нее нет родителей или они не хотят содержать ее. И их берут в дома призрения. Эти девочки считают, что надо продолжать в том же духе. Им так понравилось, что они убегают погулять из этого центра и возвращаются опять беременные. Потому что за каждого ребенка государство добавляет. Потом дают квартирку, где уже ждут налетчики, готовые облапошить молодую маму. Жуткий бизнес. И это все прямо связано с модой. Нельзя, чтобы дети были слишком взрослыми. Касается это и мальчиков.

"Пол-России в стиле гранж"

- Куда движется взрослая мода в России?

- Не думаю, что это вообще важно. Потому что большинство людей, если говорить об общей массе, одеваются для тепла и по своей профессии. Одевается продвинутая молодежь, люди околомодные, околоклубные. А в принципе в России не очень-то одеваются. Мало зарабатывают, покупают одежду на рынке. Городской житель – уже привилегия. Либеральная профессия – тоже привилегия, можно позволить себе что-то интересное. Благодаря "Модному приговору" интерес к моде в России вырос. Люди стали выглядеть гораздо лучше и более стильно, чем раньше. Такого отрыва в стиле, который можно было увидеть раньше на русском человеке, теперь нет. Единственный отрыв – цвет волос, каждая русская женщина норовит покраситься. Потому что хочет носить на голове кокошник. Шляпы вроде не модно. Вместо нее предпочитают фальш-волосы разных цветов.

Нет понятия русская мода, есть русский стиль. И даже больше – в моде русские деньги, а не русский стиль. У некоторых наших дам, таких как Дарья Жукова, куча денег от мужчин и семьи. А русские деньги нравятся всем, особенно на Западе.

- Сейчас осень. Все простыли, впереди слякоть и дожди. Как себя развеселить?

- В моде много ярких цветов. Если следовать трендам, в моде белый, розовый, оранжевый цвета. Я не понимаю, как можно в белом ходить в слякоть.  А все осенние тона – мы и так их носим. Стиль гранж в моде, у нас и так пол-России в стиле гранж ходит: тяжелая обувь, одежда не по размеру, плотные ткани. 

Как я и полагал, победил мусульманский стиль. Это уже случилось. Если вы посмотрите показы весна-лето 2014, многие предлагают платочек на голову. Это закат Европы. Это мы не рожали, и Россия – одна из первых, кто виноват.

- Ваша коллекция пополняется?

- Очень сильно. Последнее пополнение – от моей подруги Лаймы Вайкуле, которая отдала мне семь своих платьев 80-х годов. Со мной работает 25 человек – они тоже приобретают для меня одежду. Вот, мне нашли часть гардероба актрисы Евдокии Турчаниновой, знаменитой старухи Малого театра. Она родилась в 1870 году и умерла в 1963 году. Детей у нее не было, и соседи по даче забрали ее гардероб и не трогали его 40 лет. Я счастлив!

Я много нахожу на блошиных рынках. Последний раз купил платья, живопись, украшения, клипсы, ожерелья, восемь вееров, из них четыре XVIII века. Каждый раз покупаю минимум 20 предметов!

На блошиных рынках сейчас выкинуто огромное количество одежды, такого раньше не было. Все остальное они уже продали: сервизы, серебро, мебель. Продавать платья это очень интимно. Обычно их начинали продавать, когда умирало поколение. А сейчас настал черед моделей 80-90-х годов. Поколение еще не ушло. Просто кушать хочется.