16:40

"Уважаемый, вам одобрен кредит"

  1. Новости
Торговля деньгами – выгодный бизнес. Количество банков, – в Калининграде их работает около сотни, – соответствует этому утверждению. И как всякая торговля, торговля деньгами требует правил и регулирования, включая рыночную конкуренцию, которая является инструментом для привлечения новых покупателей денег "на более выгодных условиях".
 
Тогда почему мы относимся к банкам, как к чему-то сакральному, к чему-то, что требует максимальной осторожности, уважения априори, и отличаем этот бизнес от любого другого? Почему чей-то бизнес из-за плохого управления, вороватого директора или завышенной рыночной самооценки, может прогореть, а банк прогореть не может?

За плохую торговлю деньгами наказывает Центробанк, – как Роспотребнадзор закрывает ларек с шаурмой, если там обнаружена сальмонелла. Однако покупатели двери ларька с шаурмой ломать не будут, а скажут: правильно, что закрыли, не то бы я отравился. Но если Центробанк отзывает лицензию банка, который самостоятельно уже не способен работать с деньгами своих клиентов и вкладчиков, надо стулья (двери) ломать. К сожалению, аналогия все та же – и шаурма, и банки сами никогда правды не скажут, и будут работать до последнего, пока один всех не отравит, а у другого в банкоматах деньги не кончатся.
 
Сравнение, понятное дело, грубое, но давайте вспомним кое-что. Одному моему знакомому, безработному литературному дарованию, да еще и подверженному известной русской болезни, приходит давеча по почте карточка банковская со словами:
 
"Уважаемый, получите от нас пятьдесят тысяч рублей, обналичьте карту в любом банкомате. Банк на букву "Т". И хорошо, что у дарования имеется вполне себе рассудительная и работящая жена, которая уже выплачивает со своей единственной зарплаты в семье два кредита, – еле успела отнять у мужа кредитку банка на букву "Т". А то бы обналичил, да и потратил деньги на самобытный талант, по которому тихо плачет в сторонке Нобелевская премия в области литературы. Проценты по этому радостному кредиту вдвое превышали одолженную сумму.
 
А теперь представьте, сколько человек получили подобные предложения, и сколько людей, заведомо не способных оплатить дальнейшие расходы по кредиту, обналичили эти пластиковые дары? Я думаю, их огромное количество. Очевидно, что оплачивает эту неожиданную радость работоспособное и добропорядочное население, которое свои обязательства выполняет  и грабительские проценты платит. Я лично получала таких карточек по одной в месяц, теперь приходят смс-ски: "Уважаемая Любовь Викторовна, вам одобрен кредит на 1,5 (!) миллиона, зайдите в любое отделение не буду говорить какого банка". Ну, я не пойду, не хочу платить даже 18 процентов годовых, а сколько пойдет?!

Или вот эта гражданка, которая взяла в банке 10 тысяч, а отдавать нечем. Как-то справедливо звучит вопрос: если не можешь отдать, зачем занимаешь? Ведь это долг, а не подарок. То, что с ней потом поступили грубо, – никто не спорит. Но давайте подумаем и ответим на вечный вопрос: кто виноват? И виноват ли Центробанк, взявшийся уберечь от проблем еще много похожих граждан? Это если в целом посмотреть по стране.

Ясно, что конкретного человека, пострадавшего в конкретной истории с "Инвестбанком" все эти доводы не успокоят. Но может быть, он еще раз попробует ответить на вопрос "кто виноват?" И даст ответ хотя бы самому себе.