Директор МУП "Чистота" Андрей Миронович в интервью "Клопс.Ru" оценил качество уборки в Калининграде зимой, рассказал о сложностях с трудоустройством мигрантов дворниками, а также о том, кто такие "громозеки".
− МУП "Чистота" имеет 57 единиц спецтехники. Что это за техника? И не мало ли ее для чистки улиц Калининграда зимой?
− Конечно, мало. По нормам, СНИПам и буквально недавно разработанной КГТУ генеральной схеме уборки города, нужно 150 единиц техники. По дворникам - то же самое. В зимний период их нужно около 2 тыс. человек, а у нас всего 500.
− Сколько машин из этих 57 единиц работает зимой?
− Все. У нас комбинированная техника: даже та машина, которая сгребает снег, также и подметает, раскидывает реагенты. Летом с нее снимается это оборудование, ставится поливальная бочка, которая моет улицы. На сегодня есть несколько операций, которые нужно осуществить зимой: и сгребание снега, и подметание. Полностью сгрести снег нельзя, он остается в ямах, выбоинах, его надо вымести щеткой. Есть оборудование, которое распределяет реагенты − 21 единица из 57-и.
− Какие реагенты рассыпаются на улицах Калининграда?
− Пескосоляная смесь, которая на 92% состоит из песка и 8% − соли. Причем соль − специальная, в ней усилен либо калий, либо натрий. Это те химические элементы, которые способны создавать термическую реакцию, то есть тепло. Мы используем пескосоляную смесь только потому, что она имеет оптимальное соотношение качества и цены в наших географических условиях.
− Однако это достоверный факт, что соль разъедает металлоконструкции, и это может быть опасно, например, для мостов...
− Соль разъедает вообще всё, поэтому мы стараемся не пользоваться чистой солью, только когда в Калининграде очень сильные морозы. Самый экологически чистый вариант сейчас − это гранитная крошка, в ней нет ничего, только камушки. Но на проезжей части ее использовать нельзя, загрязняется система ливневой канализации. В теории можно делать фильтры на водостоках: ставят такие стаканы, куда попадает вся крошка, и потом его можно просто выкинуть. Но стаканов пока нет, и мы пробуем гранитную крошку на тротуарах. В прошлом году, например, рассыпали 25 тонн, в этом закупили уже 100 тонн крошки и планируем в 4 раза расширить площадь ее рассыпания, в частности, на некоторые улицы "Сельмы". В следующем году мы, возможно, возьмем целый микрорайон.
− Почему при одинаковой стоимости пескосоляной смеси и гранитной крошки и наличии жалоб на первый вид реагентов, вы так медленно увеличиваете площадь покрытия крошкой?
− Есть вещи, которые в чем-то малом хорошо себя рекомендуют, а в большем − еще не знаешь, как это будет, и ты должен брать на себя определенные риски. На сегодняшний день никто не возьмет на себя риск в большом районе полностью сменить реагент.
− Прошлой зимой рассыпали гранитную крошку на ул. Сибирякова. Что сказали по этому поводу местные жители?
− Мы специально собирали отзывы, обошли дома и попросили заполнить небольшую анкету, где люди отвечали на вопросы о том, понравилось, не понравилось, заметили ли. Оказалось, кстати, что некоторые даже не заметили гранитной крошки. В итоге из 50 отзывов 45 было положительных и пять отрицательных: например, кто-то упал и поранил ногу об эту крошку. Самый большой плюс для людей − это то, что не надо смывать соль с обуви, с лап животных. Раздражает же. И не так грязно на улицах, как от песка. Я хотел бы еще уточнить: любая смена реагента ведет к смене оборудования. Под наш эксперимент мы закупили, например, специальное оборудование для распределения крошки.
− Вы говорили о том, что трехлетний контракт (МУП "Чистота" в 2011 году заключила с администрацией Калининграда контракт на сумму в 1 млрд. рублей − ред.) даст вам возможность брать новую технику в лизинг.
− Буквально сегодня нам Светлана Мухомор подписала постановление, и мы практически все бумаги оформили, деньги в банке на это лежат. И я надеюсь, к Новому году мы получим прекрасный подарок в виде 17 единиц техники, это будет очень серьезное подспорье. Например, на сегодняшний момент у нас самая производительная машина, пока одна, на базе КАМАЗа: она и сгребает, и сметает, и распределяет реагенты. А мы закупаем еще 7 таких же.
− Вы сказали, тех 57 единиц техники, что есть в распоряжении МУП "Чистота" не хватает. Но я смотрю в окно и вижу, как у вас на территории простаивает техника.
− Конечно, мы действуем по погоде. Сейчас снега нет. Когда мы знаем по прогнозу, что должен быть снег, мы работаем в круглосуточном режиме и находимся в боевой готовности.
− Ну и, судя по всему, приоритет отдается ручной уборке улиц и тротуаров...
− Безусловно. Техника стоит до наступления аврального режима. У нас сейчас так устроена работа: проезжую часть мы убираем механически, тротуары − вручную. Сейчас КАМАЗ я не могу загнать на тротуар. Но политика городских властей на настоящий момент такая: делать уборку тротуаров более механизированной, для чего надо закупать эти маленькие машинки, которые будут заменять дворников. Сейчас соотношение ручной уборки к механизированной на тротуарах - 9:1, в идеале хочется наоборот.
− И это при том, что МУП "Чистота" каждый год заявляет о том, что не хватает дворников. Почему эта проблема в 2012 году опять не решена?
− Не хотят люди работать за те деньги, которые мы можем предложить. На сегодняшний день − 12 тыс. рублей. И, естественно, желающих работать зимой на такой зарплате нет: наши же дворники зимой уходят, а летом возвращаются.
− В Москве дворниками работают тысячи мигрантов. В Калининграде также?
− Это вторая проблема, связанная с тем, что мы фактически не можем трудоустраивать лиц без российского гражданства на работу. Теоретически можно, но это очень сложно в юридическом плане: нужно готовить много документов, согласовывать, платить деньги.
− То есть проблема отсутствия дворников в очередной раз не может быть решена?
− Я вам скажу так: пока что мы справляемся без этого, с гражданами России. Но если совсем уж будет тяжело, будем нанимать лиц без гражданства.
− Вы справляетесь и вместе с этим заявляете, что в МУП "Чистота" не хватает 500 дворников.
− Мы справляемся с этой работой путем замещения. То есть дворник убрал свой участок и потом переходит на другой. Пока что мы за счет своей внутренней логистики решаем эту проблему и считаем нецелесообразным влезать в эту сложную схему с лицами без гражданства.
− Этот "путь замещения", мне кажется, отражается на качестве работы дворников.
− Конечно, лучше, чтобы было 1000 дворников. Мы в этом плане работаем. Буквально недавно обратились в органы миграционной службы для того, чтобы нам упростили процедуру найма нероссиян.
− Вспомнила жалобу калининградца, вы публиковали ее в социальной сети, который заявил, что дворник "слишком громко шкрябает лопатой". Поменяли ему инструмент?
− Безусловно. У нас основная проблема с дворниками, знаете какая? В начале осени, когда опадают листья, люди начинают жаловаться на то, что дворники слишком громко сгребают листья лопатой. В этом году мы начали выдавать пластмассовые лопаты именно для того, чтобы не было шума. У меня есть знакомый, который ввел в обиход целый мем по этому поводу − "громозека". Он так называет своего дворника. Вот всем "громозекам" мы раздали пластмассовые лопаты.
− А зимой калининградцы не жалуются на слишком громкое долбление льда?
− Нет. Мы стараемся не доводить до того, чтобы на тротуарах был лед. Когда долбят лёд − это значит, что мы не смогли оперативно отреагировать. Если дошло до льда − это наша недоработка. По всем нормам гололеда не должно быть на тротуаре.
− Но в Калининграде, мягко говоря, есть лед на тротуаре...
− Да, но опять же: даже если ледяная корка формируется, то сверху она должна быть обработана, как минимум, песком. Скорость очистки асфальта от льда до нуля ниже, чем скорость возникновения наката, льда, утоптанного снега. Когда наша скорость не успевает за скоростью зимы, мы посыпаем песком сверху, чтобы как минимум не скользко было ходить.
− В идеале как должен счищаться снег, лед с тротуаров?
− До поверхности асфальта. Если лед, то сдалбливать его. Если снежный накат, то собирать и вывозить. Но идеального ничего не бывает.
− Я хочу сказать, что все-таки в подавляющем большинстве случаев дворники предпочитают не убирать лед с тротуаров, а посыпать его песком и всё...
− Вот дорога протяженностью в одну тысячу метров. Что бы вы выбрали: чтобы у вас было 900 метров гололеда и 100 метров счищенного до асфальта тротуара или чтобы дворник быстро пробежал тысячу метров и посыпал песок. В первую очередь мы снижаем травмоопасность тротуара.
− Это может быть еще человеческий фактор − дворнику просто лень долбить лед, это тяжело. Вы как-то следите вообще за работой своих сотрудников?
− У нас 500 человек: кто-то заболел, у кого-то свои трудности. А организуются дворники с помощью мастеров: один на 70-80 человек. И каждый мастер не может уследить за каждым работником. Поэтому, главный вид контроля, который я культивирую и поддерживаю: обратная связь со стороны жителей. У нас нет такого, что мы в штыки воспринимаем звонки с жалобами. Наоборот, чем больше информации, тем качественнее мы можем работать. Дворник может заболеть, мастер может недоглядеть, а жители всё увидят.
− Вас лично, как автомобилиста и пешехода, устраивает качество зимней уборки в Калининграде?
− Как автомобилиста − безусловно. Как пешехода... я могу признать, что с тротуарами у нас немного хуже. Но это в основном завязано на человеческий фактор. Ведь, что такое уборка на улице − машины вышли, отработали по схеме и всё. С тротуаром по другому − кто-то заболел, кто-то не вышел. Слава богу, что у нас тротуаров всего 15% от всей площади уборки, остальное − проезжая часть.
− Поставьте работе МУП "Чистота" оценку
− Вообще, только жители могут объективно оценить нашу работу. Если посмотреть в Европе, например, Стокгольме, там примерно такие же зимние условия. Если его взять за пятерку, то у нас 4,7 баллов.