10:22

Давид Шведик: В октябре начнется строительство синагоги в Калининграде

  1. Новости

Поводом для встречи с главным раввином Калининградской области Давидом Шведиком стали две недавние выходки местных антисемитов. Неизвестные вандалы сначала расписали нацистскими символами и надписями соответствующего содержания мемориальную доску на бывшем здании сиротского приюта Кенигсбергской синагоги. А потом добрались и до памятника расстрелянным евреям в Пальмникене – ныне поселке Янтарном.

Безнаказанность порождает агрессию

– Прежде всего, поинтересуюсь, удалось ли отмыть оскверненные объекты?

– На памятнике краска въелась в песчаник, в течение этой недели будем пробовать снять ее, сотрудники фирмы "Гранмар" пообещали помочь. Главное при этом – не испортить сам монумент, ведь для очистки использоваться будут достаточно сильные химикаты. Доску на улице Октябрьской, насколько я знаю, очистили работники тамошней управляющей компании. Потому что мы сказали: сколько можно?! Ведь и раньше ее разрисовывали, и мы сами были вынуждены все приводить в порядок. Существуют же государственные и муниципальные организации, которые должны следить за этим. На Литовском вале тоже установлена памятная доска на месте еврейского кладбища – так, она тоже неоднократно подвергалась надругательствам. Последний раз совсем недавно.

Памятник жертвам Холокоста открыли в поселке Янтарный 30 января нынешнего года.

– Как вы думаете, почему в последнее время вандалы заметно активизировались, причем именно по отношению к еврейским памятникам?

– Всплески антисемитизма происходят каждый раз, когда преступники чувствуют собственную безнаказанность. Существует тип людей, склонных к постоянной агрессии. Изначально они пробуют свои силы в самых разных местах. Постоянно прощупывают, насколько дерзкие выходки они могут себе позволить, прежде чем достигнут определенного предела. И там, где не получают немедленного отпора, начинают наглеть. Вот, расписали мемориальную доску, и это сошло с рук. Значит, можно идти дальше – например, громить памятники.

Да, у нас принимаются хорошие законы, согласно которым, экстремисты и вандалы должны привлекаться к ответственности. Но, к сожалению, мы видим, что эти законы не работают!

– А вы обращались за помощью в правоохранительные органы?

– А как же! Встречались даже с заместителем начальника (уже бывшего – Ред.) областного Управления внутренних дел генерала Кириченко, сам он был очень занят. И нам сказали: а что вы хотите, мы даже памятники советским солдатам от вандализма защитить не всегда можем. Мне кажется, милиция (полиция теперь) не склонна придавать подобным выходкам особого значения. Считает их эдакими детскими шалостями. Но у нас еще живы люди, которые пережили Холокост. И они прекрасно помнят, с чего все начиналось. Точно так же обливали краской двери домов, где жили евреи, витрины принадлежавших евреям магазинов… Тогда это тоже всерьез не принимали. Чем все кончилось, прекрасно известно.

– А что, так ни один виновный до сих пор и не установлен?

– Ни один. Хотя по последнему случаю с памятной доской на улице Октябрьской даже есть свидетели. Ну, хорошо, допустим, у кого-то из не очень умных людей, проходивших мимо той доски, случайно оказался в кармане фломастер, и вдруг пришло в голову его применить не по назначению. Но памятник в Янтарном ведь осквернили целенаправленно, это не было спонтанным проявлением чувств. Кто-то загодя запасся краской, выбрал время, продумал способы.

Крайние – евреи и солдаты

– Тут уместно будет спросить, кем же вы считаете этих вандалов – идейными антисемитами? Или, может быть, они просто не очень развитые в умственном и духовном отношении люди?

– По нашему мнению, это экстремисты, желающие любыми способами посеять вражду между людьми многих национальностей, которые до сих пор вполне мирно уживаются в Калининградской области. И кому-то выгодно, что такие вот молодчики продолжают орудовать. Не секрет, что многие люди живут очень трудно. Есть проблема безработицы, проблема бедности, бытовая неустроенность, множество других проблем. И бывает очень выгодно, когда социальное возмущение можно направить в нужную сторону или на нужный объект. Мол, кавказцы все под себя подмяли или евреи, поэтому вам, сограждане, так плохо живется.

– Но тех же кавказцев попробуй, тронь! А вот евреи такие безответные, идеально подходят если не для погромов, то для вымещения обид какими-то менее радикальными способами?

– Знаете, чем меньше говорят про евреев, тем нам спокойнее. Вспомните, какие страсти бушевали при обсуждении памятника в Янтарном на интернет-форумах. Дескать, зачем было тратить такие деньги, лучше бы их раздать бедным и тому подобное. Но ведь Владимир Кацман (калининградский бизнесмен, спонсор создания монумента – Ред.) свои собственные средства в проект вложил, ни копейки у государства не взял. Каждый вправе потратить свои деньги, на что считает нужным. Ну а если у кого-то накопилась лишняя энергия, то, чем пакостить исподтишка, пусть выплескивает ее. Например, в спортивных единоборствах.

– Давайте вернемся к вопросу идейности. Как известно, от вандалов в равной степени страдают и памятники советским солдатам. Причем тут антисемитизм?

– Я объясню, причем. Ненависть к евреям культивируют в себе адепты нацизма, поклонники Гитлера. Как же они могут относиться к памяти тех, кто их кумира фюрера в гроб загнал? Поэтому наряду с еврейскими памятниками фашиствующие молодчики при случае не прочь сокрушить и монументы павшим советским воинам.

Цирк еще не уехал

– Я, пожалуй, соглашусь с тем, что чем реже вспоминают про евреев, тем меньше ажиотажа вокруг еврейского вопроса и поводов для непотребных выходок антисемитов. Но тогда не могу не спросить: могло стать поводом для вандализма слишком (по мнению экстремистов) большое количество различных памятников евреям? Мемориальные доски на Литовском вале, на улице Октябрьской, памятник в Янтарном, а не так давно еще одна доска на Северном вокзале появилась. Конечно, люди культурные отнесутся к этому с пониманием, но склонных к бытовому антисемитизму обывателей это может сильно раздражать.

– Мы свято относимся к памяти жертв нашего народа. Да, и русские тоже сильно пострадали во время войны, и другие нации. Но только евреев убивали за то, что они были евреями. Для нас важно, чтобы о невинных жертвах Холокоста всегда помнили. Ведь, как известно, без прошлого нет будущего. Вечно будут недовольные, и это не зависит от количества национальных памятников. Просто евреи, как правило, оказываются крайними, потому что были слабыми, разбросанными по всему миру, всем остальным чужими. Но эти доски никому не мешают, как и евреи – нас ведь не так уж много здесь осталось!

– Кстати, сколько?

– Еще Альберт Энштейн сказал: "Антисемитизм – тень еврейского народа". Не в количестве дело. Среди поляков, мне рассказывали, антисемитизм развит чрезвычайно. А евреев в Польше почти не осталось, на всю Варшаву 700 человек.

– А в Калининграде?

– По нашим данным, около двух тысяч.

– Ого! Намного больше, чем в Варшаве. А синагоги нет!

– Зато в Гданьске огромная синагога, хотя ходить туда уже практически некому. В Калининграде строительство синагоги должно начаться в октябре. Средства на сооружение собраны, проект утвержден.

– Она будет на том же месте, что и кенигсбергская?

– Да, и даже фасад постараемся воссоздать исторический, хотя само здание, наверное, будет меньше прежнего, рассчитанного на две тысячи молящихся. Современная синагога – это, прежде всего, культурный благотворительный и образовательный центр. Но есть серьезная проблема с переселением цирка, который расположен на этом участке. На переезд шапито нужно три миллиона рублей, а взять их неоткуда. Нам уже намекали, что неплохо было бы оплатить, но ведь и у евреев финансовые ресурсы не бесконечны! Работники цирка давят на то, что как, мол, детей без развлечения оставить? А если, говорят, люди узнают, что это из-за евреев произошло?! Очередной всплеск антисемитизма обеспечен. А мы хотим жить в мире со всеми.