Станислав Говорухин появился в коридоре РГУ имени Канта в длинном черном пальто. Казалось, мэтр был одет не по погоде. Перед тем как зайти в аудиторию к студентам, он скинул пальто и кепку, но остался с элегантным шарфом на шее.
Человек, который снял "Место встречи изменить нельзя", медленно и робко вошел в зал. Студенты, готовые задавать вопросы, встретили гостя аплодисментами.
ХОРОШИЕ ФИЛЬМЫ НЕ ДОХОДЯТ ДО ЭКРАНА
В аудитории собрались будущие специалисты по филологии, журналистики и связям с общественностью.
- У вас есть свой персональный сайт. Кто им занимается, кто его ведет? – прозвучал первый вопрос из зала.
- Да никто не ведет. Я сам туда никогда не заглядывал. Я совершенно тупой в отношениях с компьютерами. Я вот недавно купил "ай-пад". И вы думаете, я в нем разбираюсь? Я даже не знаю, как его открыть, - ответил Говорухин, и студенты засмеялись.
Следующий вопрос был уже более серьезный.
- Каждый человек в жизни совершает какие-то маленькие открытия. Что открыли для себя вы и чем можете поделиться с нами? – спросила режиссера девушка-студентка.
- Я не Коперник и открытия делаю такие же, которые делают все. Я достаточно давно уже понял, что жизнь коротка. Это мое самое большое открытие в жизни. Вот кто-то из знаменитых и сказал: "Жизнь тяжела, но по счастью коротка".
- Большинство из нас, людей молодого поколения, выросло не на ваших фильмах. Ваши фильмы рассчитаны на читающего, на образованного, думающего зрителя. Сейчас показывают другое кино. Например, "Самый лучший фильм". Каюсь, смотрела все три части и мне за себя стыдно. Большая часть людей сейчас ходят именно на такие фильмы. На них и воспитываются. Что с этим делать? – продолжали допытывать студенты.
- Да ничего уже не поделать... Поскольку сегодня из уст министра культуры или чиновника еще более высоко ранга можно услышать фразу: "Главным показателем качества фильма является его успех у зрителя". Так что же? Ну, можно назвать эти фильмы поименно: "Самый лучший фильм", "Самый лучший фильм-2", "Наша Раша", "Любовь в большом городе", последняя лобуда под названием "Елки"… Я смотрю все фильмы и знаю, о чем говорю. Так что эта министерская фраза неправильная. Хотя, она вполне годилась для советского времени. Тогда у зрителя пользовались успехом не только фильм "Пираты ХХ века", который собрал сто миллионов зрителей, но и "Летят журавли", "Отец солдата", "Осенний марафон" и так далее. Это фильмы, которые живы до сих пор.
Я же много кино смотрю и вижу огромное количество хороших русских фильмов, которые не доходят до экрана. Например, "Человек у окна", "Зона турбулентности", фильмы Ларисы Садиловой. Фильм "Поп" - замечательный! А вот что скажет критика о моей новой картине "В стиле Jazz"? Они скажут: "Зачем этот пустячок? Мы всегда ждали от этого режиссера проблемных, социально-направленных фильмов и вдруг "В стиле Jazz"! А в названии фильма – его жанр. Те, кто знают джаз, знают, что такое джем-сейшн. Это когда несколько музыкантов собираются и начинают импровизировать на знакомую тему. На этом принципе построен мой фильм. Это импровизация. Обратите внимание на молодую звезду фильма - Аглаю Шиловскую. Очень хорошая артистка. Талантливая и красивая.
О ТЕХ, КТО "ЖРЕТ ПОПКОРН"
Поговорил режиссер со студентами и о современном зрителе.
- Зритель глупеет, судя по тому, какие фильмы пользуются успехом. Представьте себе кинозал. Кто в нем сегодня сидит? Сорок процентов – тинейджеры. Пять процентов – взрослые люди, из того поколения, которое читало книги и выписывало журналы, ходило в театр и интересовалось искусством. Двадцать процентов – студенческая молодежь. Остальные 35 процентов – дебилы. И они в каждом городе! Они ходят стадами, особенно по малым городам. Это стада молодых людей, которые даже не подозревают о том, что существуют какие-то духовные ценности и радости. Их жизнь – это тупое биологическое прозябание. Они не способны воспринять хороший фильм. Они способны воспринимать только "Самый лучший фильм". В это время такой зритель жрет попкорн, выходит за пивом, возвращается, говорит по мобильному телефону. Он не может следить за сюжетом. Ему нужно, чтобы на экране все двигалось, стреляло. Кстати, для такого зрителя фильмы делают и в Америке. Тамошние режиссеры не стесняются и говорят, что снимают фильмы для 14-летних цветных подростков. Также и у нас.
- Назовите фильмы, которые должен посмотреть каждый студент, – попросил кто-то из зала.
- Для меня самый великий режиссер – Чарльз Чаплин. Я с удовольствием недавно пересмотрел "Новые времена" и "Огни большого города". А вот фильм на все времена для меня это не "Броненосец Потемкин"! Это фильм "Летят журавли". Помню, я как-то ехал в машине по Парижу и разговаривал с шофером. Спрашиваю его: "А вы видели какие-нибудь советские фильмы?" Он говорит: "Нет". А потом вдруг вспомнил, отпустил руль, схватился за голову и закричал: "Журавли! Журавли!". Так ведь этот фильм тогда произвел фурор во всем мире!
- Правда ли, что вы как-то баллотировались на пост президента? И зачем?
- Да. Мне было интересно. Я – человек любознательный. Я хотел узнать, есть ли механизм проникновения в высшую власть человека, без партийной или служебной карьеры. Оказалось, что такого механизма нет. И даже в муниципальную власть нет прохода человеку из народа: честному и порядочному. А единственное достаточное качество политика – это честность.