В 2014 году весь мир отметит 100-летний юбилей начала Первой мировой войны. Калининградская область - единственный регион России, где проходили боевые действия. Как наши чиновники готовятся к круглой дате?
Хотим памятник!
Первая мировая война - одна из самых кровопролитных в истории человечества. И если на Западе события тех далеких лет достойно отмечаются каждый год, то в России война и сотни тысяч наших соотечественников, которые в ней погибли, долгое время были незаслуженно забыты. Недаром в декабре прошлого года Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что в России необходимо установить общенациональный памятник героям Первой мировой войны. А перед самым новым годом появилась и дата памяти жертв Великой войны - 1 августа.
Калининградская область - единственный регион России, где 100 лет назад проходили боевые действия. Под городком Гумбиннен, который сегодня называется Гусев, состоялась самая выдающаяся русская победа 1914 года. Генерал Ренненкампф разгромил германские войска, что заставило немецкого кайзера в срочном порядке перекинуть в Восточную Пруссию два корпуса с западного фронта. В конечном счете это спасло Францию от разгрома. А вот судьба России в Первой мировой войне, увы, оказалась печальна. Война стала одной из главных причин - если не главной - большевистского переворота, который на долгие годы погрузил нашу страну в пучину террора и отбросил от фарватера мировой истории.
Губернатор Николай Цуканов родился под бывшим Гумбинненом, а значит можно предположить, что память Первой мировой для него не пустой звук. Иначе как объяснить тот факт, что сразу после послания президента Цуканов выступил с предложением установить общенациональный памятник героям Великой войны в нашей области.
- На территории региона происходили крупные сражения, в частности, Гумбинненская битва. У нас похоронены тысячи солдат, существуют десятки кладбищ, за которыми мы ухаживаем. Я еще раз буду обращаться к президенту для размещения данного памятника у нас в области, - процитировала пресс-служба слова губернатора.
На всех не хватит
Памятник, безусловно, нам нужен, и идея эта заслуживает аплодисментов стоя. Честно. Однако как быть с уже существующими мемориалами и захоронениями? Которых, кстати, не несколько десятков, а несколько сотен? И немецких, и русских, и общих - смерть она ведь объединяет. Увы, то ли пресс-служба дала маху, то ли губернатор владеет неверной информацией, но за кладбищами Первой мировой войны сегодня за редким исключением никто не ухаживает. Состояние их - кошмарно, иное слово подобрать трудно. Мы проехали в рамках проекта "Экспедиция "КП" добрую половину области и можем констатировать: хуже некуда.
И вот - после заявления Путина, как мне кажется, а также после комментария Цуканова, - появился лучик света в темном царстве. На захоронения, на которые без малого 70 лет не обращали внимания (за это время многие из них попросту уничтожены!), выделили длинный рубль.
- В рамках увековечивания памяти героев Первой мировой войны в этом году мы проведем два мероприятия, - заявил замначальника областной госслужбы охраны культурного наследия Евгений Маслов, отчитываясь перед депутатами областной думы. - Первое - это выявление воинских захоронений, второе - их ремонт.
Однако рубль, как тут же выяснилось, оказался не столь уж длинным.
- Увы, в силу ограниченности финансовых средств мы вынуждены ограничиться ремонтом русских и русско-немецких захоронений, - добавил Маслов.
То есть на немецкие кладбища - а их, ясное дело, подавляющее большинство, денег не предусмотрено. То есть мы вспоминаем, кто 100 лет назад был враг, кто воевал против нас.
Совершенно понятен принцип "своя рубашка ближе к телу", а также понятна ограниченность нашего бюджета. Но мне почему-то решение это - избирательного ремонта памятников и захоронений - представляется ничем иным как международным позором. А что скажут ностальгические туристы? А что вообще скажут туристы, которым вдруг захочется в разгар отдыха покинуть побережье и прокатиться по калининградской глубинке? Плеваться будут, как плюются сегодня. Тогда лучше всего оставить как есть, ничего не ремонтировать и ограничиться лоббированием общенационального памятника.
Кстати
Госслужба по охране культурного наследия кроме ремонта, точнее, до ремонта, займется выявлением захоронений Первой мировой. Но несколько лет назад этим уже занимались энтузиасты на грант Евросоюза и много чего выявили. Однако наша бюрократическая система не позволяет чиновникам от госохраны воспользоваться результатами их труда.
- Решения о включении в реестр воинских захоронений принимаются только на основе государственной экспертизы, - пояснил Евгений Маслов. - А институт экспертов заработал только в 2011 году. Поэтому никакие грантовые проекты не принимаются.