Главный архитектор Калининграда Олег Купердяев рассказал в интервью "Клопс.Ru" как совместить в городе современную и историческую архитектуру, смогут ли спасти город от пробок муниципальные парковки, как сделать территорию вокруг Нижнего озера более комфортной для горожан и озвучил личное отношение к Королевскому замку и Дому Советов.
– Олег Леонидович, на презентации своей концепции вы рассказали, что центральная часть Калининграда будет реконструирована на основе наработок международного конкурса. Вы можете озвучивать сроки его проведения?
– В 2007 году в Калининграде был проведен международный проектный семинар Workshop. Итоги семинара легли в основу создания градостроительного задания для проведения международного конкурса. По его результатам должна быть определена центральная часть Калининграда, как по застройке, так и по функциональному назначению. Только после этого будет выполнен проект планировки, межевание, и уже непосредственно реализация конкретных проектов и зданий. Поэтому сказать точно, какой будет центр Калининграда, я не могу. Это очень серьезная работа, не зря же эту территорию даже в правилах землепользования выделили под проведение международного конкурса. Он планировался еще в прошлом году, потом был перенесен, так как по инвесторам ударил экономический кризис. Эта тема будет рассматриваться, когда решится проблема с домом Советов, сейчас здание находится в правовых спорах. Как только вопрос будет решен хоть в какую-нибудь сторону, начнется работа.
– Какую часть города планируется отвести под реконструкцию?
– Начиная с острова Кнайпхоф, дальше Альштадт, территория между Преголей и Московским проспектом и выше, территория вокруг дома Советов. Это фактически вся незастроенная территория. В рамках проведения конкурса проектировщик – участник конкурса, должен будет дать градостроительный анализ не только территории, которая не застроена, но и той, которая к ней прилегает и находится в рамках внутреннего оборонительного кольца.
– Можно ли сейчас сказать, в центральной части города будет воссоздаваться исторический облик Кенигсберга, как предлагают ряд архитекторов, или же Калининград будет застраиваться современными зданиями?
– Сложно сказать, я не могу кому-то сейчас диктовать архитектурную стилистику по конкретному зданию. Мое личное мнение: Калининград должен двигаться по современному сценарию развития, в том числе, в архитектуре.
– Современный сценарий включает в себя отсылы к архитектуре Кенигсберга?
– Если бы здесь жили немцы, то, наверное, имело бы место возрождение той архитектуры, той культуры, которая была разрушена в военное время. Но здесь живут совершенно другие люди, с другим менталитетом. И я не думаю, что это будет грамотно и профессионально. Дело в том, что даже в Берлине, перед тем как начинать реконструировать центр, много зданий разрушили, чтобы построить на их месте современные строения, которые отвечают совершенно другим требованиям. Если создавать целиком ту архитектуру, которая была – с точки зрения прогресса это один-два шага назад.
Остров Кнайпхоф при немцах был полностью застроен.
– Много разговоров было о застройке острова Канта. Хотели там построить целый комплекс зданий, как во времена Кенигсберга. На ваш взгляд, как должен в идеале выглядеть остров?
– Мое личное мнение: его необходимо оживить рядом мероприятий. Во-первых, это строительство пешеходных мостов на Остров. Сейчас он имеет связь в виде небольшого мостика около Собора с улицы Октябрьской и спуски с Эстакадного моста, которые некомфортны из-за ветродува, осадков и т.д. Если бы Остров имел несколько пешеходных мостов – там был бы хороший пешеходный транзит. И это уже позволяет насыщать его какими-то другими функциями.
Вопрос застраивания его целиком в той архитектуре, которая была – предмет серьезного анализа, у всех архитекторов будут разные мнения. Застройка Альштадта в принципе возможна, но здесь возникает серьезный вопрос – как быть с зелеными насаждениями. Вы видите, что социальная атмосфера в городе очень накаляется, если речь идет об их вырубке. Тем более, если будет идти речь о сносе не одного дерева, а целого сквера. Я бы здесь не стал предпринимать какие-то резкие шаги.
– Что станет с набережными Нижнего озера? Там ведется строительство здания Областного суда, до сих пор неясна судьба Музыкального театра…
– Можно вспомнить, какой была территория вокруг озера при немцах – целиком и полностью застроенной, причем, очень плотно. Вся береговая полоса имела променад с ресторанами, летними кафешками. Достаточно посмотреть фотографии того времени, и можно представить жизнь, которая там кипела. Особенно в выходные дни. Сейчас променад озера имеет своего рода рекреационный характер, прогулочный, но не более. Это тоже хорошо, на самом деле.
Застройку целиком и полностью вокруг озера не следует осуществлять, но необходимо как в любых цивилизованных европейских городах насытить это место привлекательными для горожан учреждениями. Которые позволят человеку не только прогуляться, но и посидеть, попить кофе. Это элементарные вещи, но они добавят комфорта.
– Как и Музыкальный театр, я думаю. Но сейчас что-то не слышно больше об этом проекте.
– Предварительно, была отведена земля под строительство Музыкального театра. Но сейчас этот вопрос пока висит в воздухе. Дело в том, что конкурс на разработку уже непосредственно рабочей документации выиграла организация "Мурадин". На сегодняшний день, проект не закончен. Компания, несмотря на многочисленные поручения губернатора и главы города, предоставить законченный проект не смогла. Поэтому пока неясно, будет ли там вообще строиться Музыкальный театр.
Один из проектов Музыкального театра на берегу Нижнего озера.
– На презентации своей концепции вы также говорили о транспортной схеме. О том, что она устарела и ее надо менять. Какие первые действия будут предприняты в этом направлении?
– Любая дорога в городе, магистрального, городского, районного значений, тот же местный внутриквартальный проезд, должна иметь достаточную пропускную способность. Это позволяет затрачивать автомобилисту на дорогу наименьшее количество времени, соответственно меньше времени работает двигатель и меньше выхлопов в атмосферу. В связи с этим планируется создать, в первую очередь, систему муниципальных и многоуровневых парковок. Будут они естественным путем загружаться с помощью водителей, или же это будут механизированные парковки – всё зависит от конкретного участка. На сегодняшний день мы передали в комитет муниципального имущества около 20 участков, свободных от прав третьих лиц, для строительства таких парковок. С тем, чтобы в дальнейшем оформлять эти участки и проектировать. Но перед строительством их нужно будет защитить на окружном Совете депутатов и внести необходимые поправки в бюджет.
– Смогут ли калининградские автомобилисты пользоваться их услугами бесплатно?
– Муниципальные стоянки планируется создавать на территориях в пределах красных линий улиц. Возможно, они будут платными, где-то бесплатными. Вопрос еще прорабатывается.
– От недостатка парковочных мест страдает, преимущественно, центр города. Сколько из озвученных участков находятся на центральных улицах?
– С центром Калининграда ситуация немножко сложнее, потому что по опыту всех, без исключения, городов, где проживает свыше 500 тыс. жителей эта проблема очень актуальна. Застройка очень плотная и создание таких парковок возможно только при условии строительства новых зданий. Чтобы они несли нагрузку не только функциональную – торговую, административную, но и нагрузку по парковкам. Сейчас прошли публичные слушания по изменению расчетного показателя количества парковочных мест. Документы направлены в окружной Совет для утверждения. После этого будут внесены изменения в правила, где уже будут идти не просто рекомендации, а требования к проектам. При строительстве нового здания проектировщик будет должен закладывать не то количество парковочных мест, которое было по СНиПу 1989 года, а уже новое – оно значительно превышает прежние условия. Потому что всё меняется, в том числе, количество автомобилей на душу населения.
– Вопрос о многострадальных зеленых зонах в городе. Будут ли восстанавливаться скверы, которые вырубили в последнее время?
– На мой взгляд, к любому зеленому насаждению нужно подходить разумно. Во-первых, существуют хорошие деревья, а существуют самосев или поросль, которые только губят здоровые деревья. Любой сквер должен иметь хозяина, который должен смотреть и ухаживать за ним. Сейчас уход за сквером идет на уровне дворника. Но должны быть и дендрологи, и ландшафтники, которые непосредственно будут давать задания садовникам. Сейчас этого нет. В связи с этим в администрации рассматривается вопрос о создании нескольких единиц такого персонала. Сейчас завершается работа по постановке на кадастровый учет всех парков и скверов Калининграда. Мы получим зеленый каркас, это поможет делать дальнейшую работу.
– Вы говорили о многочисленных идеях городских скульптур, которые планируется установить на улицах города. Какие памятники появятся в ближайшее время?
– Идей действительно очень много, и много обращений от горожан. Речь идет не только о художниках и скульптурах, которые хотели бы выставить на всеобщее обозрение свои произведения, но и о бизнесменах, которые хотят рядом со своим зданием делать подобные вещи. Очень маленький, но очень позитивный пример: в районе ул. Артиллерийской, при застройке квартала инвестором была поставлена скульптура Петра Первого. К нам обращались коллеги из Германии с тем, чтобы провести программу по реализации таких проектов – постановке малых форм, насыщения городского пространства чем-то интересным. Это не обязательно какое-то строительство, даже простая скульптура на пешеходном тротуаре оживляет его и привносит совершенно другой эстетический характер.
Один из макетов Королевского замка.
– И традиционный для главных архитекторов вопрос – о Королевском замке. Ваши предшественники, Александр Башин и Игорь Ли, высказывались за его восстановление. Однако каким он должен быть, и какую роль при нем будет играть Дом Советов, никто до сих пор не знает. Ваше личное мнение по поводу главных символов Калининграда – несуществующего замка и существующего Дома Советов.
– По поводу Дома Советов. Как архитектор я мог бы предложить несколько приемов: можно его снести, можно модернизировать, реконструировать. С точки зрения инвестора и собственника здания, он, конечно, же, этого делать не будет. Дело в том, что Дом Советов сейчас является огромной доминантой в центральной части города. И при любой застройке, которая будет осуществляться вокруг, должно учитываться это здание.
Что касается Замка, на мой взгляд, он не должен быть восстановлен. Да, это историческое место, точка, с которой началось создание этого города. Но в том виде, в котором он существовал, его построить, очень сложно, дорого и мастеров у нас точно таких не найдется, придется приглашать. Еще один аргумент против возрождения Королевского замка: функциональность, которой он был насыщен. Сейчас он не будет отвечать тем функциям, которые были там раньше. И нормам, которые действуют сейчас – в том числе, противопожарным, по соображениям безопасности. К тому же, сложно найти экономический эффект при строительстве такого объекта: Королевский замок был высотой около 67 метров, включая шпиль. Стены были толстые, и соответственно небольшие площади, которыми он располагал.
– Планировалось, что судьбу замка решат сами жители на референдуме. Но он так и не состоялся.
– Его не было из-за отсутствия в бюджете денег на его проведение. На мой взгляд, может это и правильно, потому что помимо вопроса восстанавливать или нет Королевский замок, есть много других, более актуальных проблем. Затрачивать огромные средства на проведение референдума – мне кажется, было бы неправильно в настоящий момент.