12:20

Флот с калининградской пропиской: компания "ФОР" модернизирует имеющиеся суда и строит новые рыболовные траулеры

  1. Новости
Траулер "Балтийская коса" проходит модернизацию на судоверфи в Гданьске
Траулер "Балтийская коса" проходит модернизацию на судоверфи в Гданьске.

Возрождение рыболовецкой отрасли неразрывно связано с крупнейшей рыбопромысловой корпорацией Северо-Запада "ФОР". Компания строит новые суда, инвестирует немалые средства в модернизацию имеющегося флота. Такая стратегия развития позволила компании "ФОР" заявить о себе как о ведущем и надёжном поставщике на отечественном и мировом рынке.

О бурном развитии рыболовецкой отрасли в Калининградской области, о рекордах по вылову и производству написано и сказано немало. В 90-е всё это осталось в прошлом, реалиями того времени стали простои судов у пирса, массовый уход рыбаков из отрасли. Практически незаметно профессия рыбака стала ассоциироваться с бедностью, неустроенностью и отсутствием каких-либо долгосрочных перспектив.

"В советские годы, во время плановой экономики, никто не считал, сколько стоит топливо, кто оплачивает текущий и капитальный ремонт, мало кто думал об эффективности, о стратегии, о развитии компании в условиях рыночной экономики", — говорит генеральный директор группы компаний "ФОР" Владимир Серенков.

Тем не менее к середине 90-х в Калининградской области удалось сохранить костяк рыболовецкой отрасли, людей и флот. Этому способствовала помощь региональных властей, которые помогли погасить долги за топливо и стоянку, а также выделили бюджетные кредиты и посодействовали рыбакам в получении квот на вылов морских биоресурсов. Однако к тому времени оставшийся в Калининградской области рыбопромысловый флот нуждался в глубокой модернизации.

"Крупнотоннажный рыбодобывающий флот в нашей стране не обновлялся почти 30 лет. Сейчас самыми молодыми во флоте российских компаний являются суда конца 80-х — начала 90-х годов постройки. Как правило, это советские разработки, спущенные на воду на судоверфях ГДР, Испании и Украины. Но даже таких "старичков" на рынке найти сложно", — объясняет технический директор группы компаний "ФОР" Артём Сорока.

Чтобы найти подходящие суда, сотрудники компании "ФОР" за последние годы объездили полмира, однако нового флота в свободной продаже не было, купить судно практически нереально, даже если у тебя есть деньги.

"Можно было приобрести в Скандинавии десятилетнее судно, но трудно подобрать его под свои цели. Как правило, скандинавы проектировали и строили "под себя": они исторически ведут промысел недалеко от берега, рыбу берут наливом и сразу же отправляют её на берег, где давно функционирует развитая сеть рыбоперерабатывающих комбинатов. Для нас это пока недоступно, только из Калининграда судно идёт четверо суток до ближайшего района промысла, а рыбу ещё надо поймать. Поэтому нам потребовались суда с большими трюмами, мощными двигателями и мощностями для заморозки", — отмечает Артём Сорока.

"Следующая остановка — металлолом"

Конечно, такие суда были. Только в ГДР по заказу советского правительства были построены сотни океанических судов. Их эксплуатировали разные судовладельцы по всему миру, однако состояние их к середине 2010-х годов оставляло желать лучшего.

В апреле 2017 года капитану Александру Стародубцеву поставили задачу сформировать команду численностью 35 человек, отправиться в Южную Корею, принять, подготовить и перегнать в Гданьск РТМК-С типа "Моонзунд" (рыболовный траулер морозильно-консервный) "Мун Кай". На этот "Моонзунд" в компании обратили внимание ещё в 2012 году, однако под управление "ФОР" он перешёл только в 2017-м. Всё это время траулер с переменным успехом эксплуатировала компания из Китая, однако последние десять месяцев судно не вело промысла и медленно "умирало" у причальной стенки.

РТМК-С типа "Моонзунд" (рыболовный траулер морозильно-консервный) "Мун Кай" ранее эксплуатировала компания из Китая.

"Китайцы пытались на нём ловить криля в Арктике, пробовали ловить ставриду, однако экономика у них не складывалась: нет у них промыслового опыта и опыта эксплуатации таких судов. В итоге траулер оставили у причала в Южной Корее, мы его приобрели и начали "реанимировать". В противном случае его точно бы отправили на металлолом", — говорит Артём Сорока.

Состояние жилых, служебных помещений: кают, камбуза, столовых, туалетов, душевых — неприятно удивило калининградскую команду: сплошная грязь, разруха и неухоженность, признаётся Александр Стародубцев:

"Меня вообще сложно чем-то удивить, но китайцы смогли! Они ведь здесь жили и работали месяцами на промысле. В первый же день члены команды увидели полчища крыс на камбузе".

Подготовка судна к переходу, учитывая его текущее состояние, заняла рекордные восемь дней. Своими силами команда привела в порядок жилые помещения, закупила бельё и посуду, выбросила тонны старой провизии. Пришлось потрудиться с запуском главных двигателей, давно требовавших капитального ремонта: автоматика не работала, согласованность работы судовой энергетической установки пришлось осуществлять в ручном режиме. Помог опыт эксплуатации, ведь в компании "ФОР" уже были три таких судна, да и старший механик не подвёл, рассказывает Стародубцев.

Переход из южнокорейского порта Пусан на судоверфь в Гданьске занял 61 сутки. В Польше судно поставили на плановый месячный ремонт, а затем отправили на промысел, чтобы увидеть работу в "боевых условиях".

В конце лета РТМК-С "Эстер" (так назвали судно новые владельцы) встало на модернизацию на судоверфи в Гданьске. Спустя месяц началась модернизация аналогичного судна "Балтийская коса".

"Немногие решились бы вкладывать огромные деньги в модернизацию судов в таком состоянии. Но у нашей компании к этому времени уже был опыт восстановления, мы точно знали про затраты, время, где и у кого покупать оборудование, и могли спланировать ремонт", — говорит Артём Сорока.

Немецкое качество и новое оборудование

Сейчас флот группы компаний "ФОР" насчитывает десять крупнотоннажных судов длиной свыше 100 метров. Это пять БАТМ типа "Пулковский меридиан" (большой автономный траулер морозильный), три РТМК-С типа "Моонзунд" (рыболовный траулер морозильно-консервный, проект "Атлантик-488") и два БМРТ типа "Лангуст".

Ещё два РТМК-С — "Эстер" и "Балтийская коса" — с 2017 года проходят модернизацию на судоверфи в Гданьске. Океанический промысел ведут и четыре среднетоннажных судна: три траулера-сейнера морозильного типа "Орлёнок" (проект "Атлантик 333") и один рыболовный морозильный траулер типа "Орлёнок".

Палуба траулера "Эстер" сейчас представляет собой большую строительную площадку

В течение года флот компании "ФОР" вылавливает в Атлантическом океане и Баренцевом море 170–180 тысяч тонн рыбы различных пород: сельдь атлантическую, скумбрию атлантическую, путассу, мойву, треску, пикшу, морского окуня и других. В рейтинге рыбопромышленников России компания занимает шестое место и первое место в Северо-Западном федеральном округе. В её состав входят пять предприятий: "Фор-фишинг", "Рыбфлот-Фор", "Атлантрыбфлот", ЛКТ и "Морская звезда".

"Суда типа "Моонзунд" строились в ГДР с присущим немцам качеством. Да, им почти по 30 лет, но мы смотрели в первую очередь на состояние корпуса. Все корпуса в неплохом состоянии, осадочные толщины в пределах нормы. Конечно, очень важно, в каких районах эти суда вели промысел: на севере одна степень коррозии, на юге — совсем другая. Как правило, суда, которые долгое время провели на юге, модернизировать смысла нет, в них стараются не вкладывать деньги", — говорит Сорока.

За последние четыре года компания "ФОР" модернизировала три "Моонзунда": "Лиру", "Куршскую косу" и "Борис Сыромятников". Первые два эксплуатировала компания "Морская звезда". Судовладелец некоторое время вёл промысел на юге и не особо вкладывал в них средства. Однако южная коррозия не нанесла непоправимого вреда корпусам, поэтому было решено их модернизировать.

"Модернизация — это насыщение старого корпуса новым оборудованием: установка новой судовой энергетической установки (двигателей), обновление морозильной установки и рыбцеха, установка нового промвооружения и орудий контроля лова, — говорит Сорока. — Это позволяет в разы увеличить вылов и заморозку рыбы, а значит, повысить эффективность использования флота".

В советские годы флот Калининградской базы тралового флота насчитывал свыше сотни крупно- и среднетоннажных судов. Но фактически в Мировом океане промысел постоянно вели не более половины траулеров, остальные находились на плановом и межрейсовом ремонте. Эти 100 судов ежегодно вылавливали приблизительно 650 тысяч тонн рыбы, а весь флот компании "ФОР" (15 судов) — 170–180 тысяч тонн. Так что уже сейчас можно сказать, что вкладывать немалые средства в модернизацию было верным решением. Потому что производительность судов до модернизации в среднем составляла 60–80 тонн заморозки рыбы в сутки, сейчас "Лира", "Куршская коса" и "Борис Сыромятников" в среднем морозят в четыре раза больше — 250 тонн в сутки.

"Наш рыбопромысловый флот полностью выбирает объём квот на вылов морских биоресурсов, который выделяет государство. Другими словами, количество судов рассчитывается под квоты. Если бы районы промысла увеличились, стало больше квот, то и количество судов пришлось бы увеличивать. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее и надеемся, что компания будет расти и дальше", — говорит гендиректор группы компаний "ФОР" Владимир Серенков.

Больше наловить…

Судовладелец зарабатывает, когда судно ловит и морозит рыбу. Но перед этим её нужно обнаружить. В процессе модернизации суда оснастили современными поисковыми комплексами: эхолотами и гидролокаторами. Информация с них выводится на большие цветные экраны, позволяющие оценить объёмы рыбы.

На каждом модернизированном "Моонзунде" установили новые тралы. Рыбаки признаются, что ловить рыбу стало проще, комфортнее. Новое технологическое оборудование позволяет обеспечить круговой обзор трала на всех горизонтах, видеть раскрытие трала, а датчики наполнения позволяют точно узнать, сколько рыбы зашло в "мешок".

"Тралы стали больше, увеличилась их длина и скорость траления, периметр раскрытия. В них заходит больше рыбы, соответственно, увеличивается сопротивление. И вот тут очень важна мощность двигателей: если скорость судна упадёт, трал сложится и не сможет облавливать всю площадь", — отметил Артём Сорока.

Новая энергетическая установка MaK позволила снизить расход топлива

На первых модернизированных судах, "Лире" и "Борисе Сыромятникове", установили хорошо зарекомендовавшие себя двигатели MaK, мощность которых была в два раза выше "родной" энергетической установки. На "Эстере" и "Балтийской косе" установлены уже более современные двигатели фирмы MAN.

"Двигатели MaK надёжные, проработают 20–30 лет, но сама их техническая мысль устарела, а наша компания постоянно находится в поисках нового технологического оборудования, которое позволит эффективно использовать наши суда. Поэтому мы выбрали двигатели компании MAN. Когда мы модернизировали "Лиру" и "Бориса Сыромятникова", они уже появились, но не зарекомендовали себя на рынке как надёжные, их боялись ставить на рыболовные суда. Однако норвежцы стали их активно использовать, и мы приняли принципиальное решение", — говорит Сорока.

Новые двигатели позволили снизить расход топлива. Изначально "Моонзунды" были спроектированы для работы на дорогом флотском мазуте — тяжёлом остаточном топливе, на котором ходили военные корабли, суточный расход составлял 21–23 тонны в зависимости от погодных условий. Новая современная энергетическая установка позволяет использовать топочный мазут, который на 20 процентов дешевле, и на несколько процентов снизить общий расход.

… и заморозить

"Рыбу мало обнаружить и выловить, её нужно обработать и заморозить. "Родные" морозильные аппараты на "Моонзундах" 80-х годов постройки позволяли морозить около 60 тонн рыбы в сутки, после модернизации мощность цехов увеличилась до 250 тонн", — говорит суперинтендант компании "ФОР" Евгений Лисица.

"Чтобы повысить производительность, на судах установили новые морозильные аппараты, компрессорное оборудование и транспортёры по последнему слову техники, позволяющие морозить рыбу за два часа. Автоматика сама сортирует рыбу по длине, размещает её головой в нужном направлении при помощи ориентаторов, обезглавливает, собирает в брикеты весом по десять килограммов. Затем из трёх брикетов упаковочная машина собирает коробы и складывает их в трюм. В каждом цеху есть дублирующее оборудование: любая автоматика может подвести. Тогда на время ремонтных работ все операции с заморозкой и разделкой рыбы можно проводить вручную", — отметил Евгений Лисица.

Кстати, все рыбные отходы, а также прилов — неумышленная добыча, попадающая в сети, идут на производство рыбной муки — высококачественного белкового удобрения. В обновлённом цехе её варят, высушивают и упаковывают в мешки по 40 килограммов.

При хорошем раскладе все трюмы "Моонзунда" общим объёмом до 2400 тонн заполняются мороженой рыбой за 10–11 дней. Чтобы увеличить рабочий объём, на траулере "Борис Сыромятников", который изначально проектировался как "консервщик", переоборудовали для заморозки рыбы второй трюм объёмом 600 тонн, изначально предназначенный для хранения банок.

"Опять же — это вопрос эффективности использования флота. Лишние 600 тонн — это трое суток ловли и заморозки рыбы, а значит, можно пойти на выгрузку в порт на трое суток позже. Это сокращает количество подходов к берегу, когда судно трое суток идёт в порт, не ловит и не морозит рыбу, а только тратит топливо", — объясняет Сорока.

Комфортные условия жизни и работы команды

Работа на рыболовном судне, несмотря на постоянное увеличение доли автоматизации, — это адский труд. Особенно в северных морях и в шторм, который не редкость в тех краях. Компания "ФОР" уделяет большое внимание комфорту плавсостава на своих судах. На "Лире", "Борисе Сыромятникове" и "Куршской косе" в ходе модернизации капитально отремонтировали все жилые и служебные помещения: каюты, кают-компании, туалеты, сауны. Было закуплено новое оборудование в пищеблоках, установлены новые стиральные машины. Аналогичные работы сейчас проводятся на "Эстере" и "Балтийской косе".

На судах капитально ремонтируют все жилые и служебные помещения

"На "Эстере", которым управляли китайские судовладельцы, практически не было целых унитазов и раковин, полная антисанитария! Да и на других судах жилые зоны сильно обветшали. Мебель в каютах тоже не обновлялась с момента постройки. Весь этот хлам решили выкинуть и смонтировать новые удобные койки и шкафы, поставить современную сантехнику, — отметил суперинтендант Лисица. — Также отремонтировали кают-компании, установили новые столы и кресла. После смены длительностью восемь часов у моряков есть возможность пообщаться с родными и близкими. Интернет-трафик, конечно, ограничен, но поговорить по скайпу вполне реально, а увидеть семью — бесценно!"

На правах рекламы