10:35

О "дорожных трещинах" на Горького и новых городских рельсобусах: интервью с министром инфраструктуры Еленой Дятловой

  1. Интервью
Елена Дятлова | Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"
Елена Дятлова. Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"

Министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова рассказала "Клопс" о планах по реконструкции улицы Киевской в областном центре, рельсобусе и второй трассе в Гурьевск.

— За последние два года в Калининграде и области отремонтировали 250 километров дорог по программе Минтранса России. Какие дальнейшие планы?

— Просто чудом смогли попасть в конце 2016 года в приоритетную программу "Безопасные и качественные дороги". Минтранс и Росавтодор планировали работать с теми городами, где численность населения составляет 500 тысяч и более. Самое обидное, отсечение произошло именно по Калининграду. Мы стали думать о том, что делать, чтобы нас включили в проект. Писали письма, глава региона Антон Алиханов ездил и проводил переговоры, и, к счастью, мы добились своего. В 2017 году, то есть в первый год реализации, проводилась замена только верхнего слоя асфальта. Не разрешали делать даже тротуар. В 2018 году убедили Росавтодор, что ремонт проезжей части — это не вся дорога. В итоге нам расширили перечень работ, мы стали делать тротуары, освещение, бортовые камни. В следующем году начнём менять немецкие люки, а где-то проводить реконструкцию.

У нас есть задача к 2024 году сделать так, чтобы 85 процентов дорог в области соответствовали нормативу. Речь идёт не про их расширение, а про то, что не должно быть ям и неровностей. Только за два последних года привели в порядок 250 километров убитых дорог в области.

— Что делать с теми проблемными люками, которые установили во время последнего ремонта?

— Там, где сделано некачественно, будем переделывать, но в следующем году, после наступления положительных температур. Подчеркну, что всё будет в рамках гарантийных обязательств, то есть за счёт подрядчиков.

— Как проверить качество дорог?

— Мы проводим диагностику. Исследовали уже 700 километров наших дорог. В этом году эту работу проводила частная компания, в следующем хотим сделать своими силами, чтобы не тратить средства. Для этого дооснастим лабораторию и возьмём в штат новых сотрудников.

Елена Дятлова | Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"
Елена Дятлова. Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"

— В ноябре взялись за улицу Шатурскую. Не получится ли так, что четырёхполосная дорога на въезде сольётся в двухполосную на Гагарина?

— Власти Калининграда заверили, что в ближайшее время у них будет проект реконструкции этой части улицы Гагарина.

— В этом году в Калининграде отремонтировали 21 улицу по программе "Безопасные и качественные дороги". Чего ждать жителям города в следующем?

— В первую очередь будем проводить капитальный ремонт ул. Киевской от пр.Калинина до трамвайного депо. Далее участок ул. Горького со стороны Окружной до ул. Черняховского: работы простые — будем менять верхние слои асфальта, пешеходные переходы, тротуары, ограждения. Некоторые говорят: зачем ул. Горького вскрывать, там всё хорошо! Однако, по нашим наблюдениям, там большая сетка трещин, есть угроза, что пойдёт разрушение основания дороги, а это совершенно другие затраты. Сейчас, чтобы привести к нормативам, нужно потратить 80 миллионов, а через три года эта цифра уже будет равна 250 миллионам. Ещё один городской участок — кусочек на Балтийском шоссе, который в этом году город не доделал.

— А в других городах области?

— К нашему проекту присоединяются Мамоново, Гурьевск. Кроме того, отремонтируем 5 областных трасс – “Калининград — Полесск”, “Калининград (от Борисово) — Знаменск — Озерск — Гусев — Добровольск — Неман”, “Добровольск — граница с республикой Польша”, “Гусев-Дубрава-Плавни”, “Калининград-Мамоново”.

— Второй въезд в Гурьевск. Как можно ускорить его строительство?

— Ничего ускорять не нужно. Думаю, что к 1 июля 2019-го получим проект по новому въезду. Сейчас мы рассчитываем строительство на 2020 год. Но если по результатам торгов сложится экономия в следующем году, то мы выйдем на объект раньше, как, например, это случилось с ул. Шатурской. Кроме того, к открытию новой дороги и увеличению трафика должны быть готовы несколько улиц в самом Гурьевске: Советская, Безымянная, Заречная.

— В этом году по БКД случился один серьёзный сбой с подрядчиком из Питера. Его объекты — улицы Нарвская, Черняховского, Пролетарская и Муромская — оказались в центре внимания. Если опустить вопросы по срокам, насколько качественно выполнены работы?

— Мы не все работы приняли. Из 100 миллионов, положенных по контракту, они не получат пять. Администрация города начала вести работы по расторжению контракта. Несмотря на это, гарантийные обязательства с компании никто не снимал. Кроме того, её ждут штрафные санкции за срыв сроков сдачи объекта. В следующем году другой подрядчик дорогу доведёт до ума и сделает всё необходимое.

 — Проект рельсобуса. Насколько он эффективен и что нужно сделать, чтобы повысить его привлекательность?

— Самая главная привлекательность этого вида транспорта — цена проезда для пассажира. Мы сделали тарифное регулирование таким образом, чтобы на одно и то же направление проехать на ж/д транспорте было дешевле, нежели в автобусе. Кроме того, студенты и школьники пользуются 50-процентной льготой. Работа по развитию сети рельсобуса проводится. Следующий этап — транспортно-пересадочный узел (ТПУ) на улице Невского. Там рядом со станцией будет также автобусная остановка.

— Можно ли в Гурьевске организовать подвоз пассажиров к этим рельсобусам?

— Нужно это делать, крайне настаиваю на том, чтобы в Гурьевске был подвоз. Этот вопрос мы постоянно обсуждаем с главой города. Тут важно, чтобы люди не платили дважды за проезд.

— Несколько лет назад на Балтийской трассе был внедрён опыт направляющих островков (канализированное движение). Каков итог такой организации движения и будет ли подобное в будущем?

— На въездах в посёлки островки оправдали себя, а в самих населённых пунктах — нет. Пока взяли паузу, ещё посмотрим. Мы сейчас будем решать задачу строительства тротуаров и освещения в тех посёлках, через которые проходят сквозные региональные дороги. Кроме того, будем планировать остановочные павильоны, чтобы жители ждали автобусы под крышей.

— Почему при прокладке многополосных дорог, как, например, на Восточной эстакаде, не предусматривается обустройство территории для прогулок и отдыха? Тот же Высокий мост стал гораздо привлекательнее после того, как там установили лавочки. Теперь на нём могут гулять пешеходы.

— При проектировании нового моста на Московском проспекте мы, наоборот, сделали так, чтобы люди через него не ходили. Гораздо безопаснее и комфортнее идти внизу, вдоль путепровода. Это магистральная трасса. То же самое и мост через Преголю. А вот дальше от дороги можно и нужно делать бульвары.

— Западные учёные доказали, что пешеходная инфраструктура не просто необходима современному городу с точки зрения экологии, но и выгодна по экономическим соображениям. Вы согласны с этим? Почему в Калининграде темпы по ремонту тротуаров значительно отстают от ремонта и строительства дорог?

— В городе приоритеты должны быть у общественного транспорта и пешеходов. Нужно ограничивать движение машин через центр. Но у водителей должна быть альтернатива. Мы сейчас сделаем шестиполосный Северный обход — высокоскоростную магистраль. Когда появится такая трасса, можно применять различные меры по ограничению движения в центре. Мы сегодня вынуждены исправлять те градостроительные ошибки, которые допускались десятилетиями. В Московском районе Калининграда нужно было в своё время строить магистральные трассы, но под них даже место не спроектировали. Зачастую то, что мы называем там улицами, — это внутриквартальные проезды. В итоге — дороги сделаны под немыслимыми углами и упираются в жилые дома. Наша задача — больше не повторять подобного.

Делая застройку на пустом месте, нужно оставлять коридоры для транспорта и бульваров. Сейчас мы думаем, как не наступить на те же грабли в интенсивно застраивающемся микрорайоне Аксакова. Ведь туда не ходит общественный транспорт, а все потоки сливаются в загруженный Московский проспект. При строительстве Восточной эстакады мы предусмотрели прокладку новой магистрали — по улице Денисова. Это трасса для общественного транспорта и вывод потока людей на альтернативную Моспроспекту дорогу. Всегда надо оставлять участки под строительство дорог, даже если сегодня на это нет денег.

— Выделение средств на строительство дорог всегда считалось разумными инвестициями. При этом на общественный транспорт многие смотрят как на бесполезную трату государственных денег. Почему существуют программы финансирования строительства дорог и по стимуляции покупки машин, но нет комплексной программы по развитию общественного транспорта?

— Есть программы поддержки транспорта на федеральном уровне. Например, по линии Минпромторга стимулируют покупку газомоторных автобусов. Субсидия идёт заводам, чтобы они могли продавать их по конкурентной цене. Была в своё время программа по обновлению троллейбусного парка, и Калининград ею воспользовался. Главное другое — сами жители должны решить, а какой общественный транспорт они хотят видеть: трамваи, троллейбусы, автобусы, ж/д транспорт. Правда, нужно учитывать, что не все хотят отказываться от машины.

— Недавно вы предложили заключать с подрядчиками долгосрочные контракты на обслуживание дорог. Речь идёт только о зимнем периоде?

— Нет, это должно быть круглый год. Призываю к этому все муниципалитеты. Подрядчики, вне зависимости от того, государственные они или частные, имеют уверенность в контракте, закупают технику и смеси для обслуживания трасс. Это позволяет заказчикам более жёстко предъявлять к ним требования.