Предприниматели из разных сфер калининградского бизнеса стоят перед одной общей задачей — остаться на рынке. Какими путями они идут к этой цели, представители отраслей рассказали в прямом эфире "Клопс".
Хороший стимул
В числе наиболее пострадавших сегодня — общепит и смежные отрасли. Потери велики: продажи снизились до 80%, признал руководитель проектов "Цефей HORECA" и "Цефей FoodMarket", специализирующихся на доставке продуктов ресторанам и отелям, Павел Крутиков.
"Ресторанный рынок рос в том числе за счёт туризма и отношения калининградцев к еде вне дома, культура питания у нас росла. Для нас это стало естественным процессом, а не праздником. Как в Европе. Мы росли постоянно. Летом ожидали самого большого всплеска. Но к сожалению середина марта всё остановила", — подчеркнул Крутиков.
Теперь "Цефей" доставляет продукты и в рестораны, которые продолжают работать, и в дома жителей региона. Ситуация стала для них стимулом разработать интернет-витрину продукции, которую давно планировали создать, но откладывали из-за высоких трудозатрат.
"Пендель волшебный, несомненно, очень сильный", — признал Крутиков.
Для сервиса доставки Food Dealer пандемия также стала толчком к воплощению замысла.
"Этот проект обдумывался давно, и в результате был реализован за две недели с бюджетом 15% от исходного", — рассказал директор по развитию службы доставки Food Dealer Алексей Кирпичев.
Море за забором
Перестроиться на доставку могут не все: например, гостиницы просто закрываются и пережидают ситуацию. Во время простоя они занимаются работами по уборке, ремонту и благоустройству и надеются, что летом смогут начать приём гостей, сообщил гендиректор ООО "Отели Элиза", руководитель ассоциации отельеров и рестораторов Зеленоградска Сергей Куренков.
"Море за забором, но никто не отчаивается. Пока никто никого не уволил", — заметил он.
На поток туристов из-за границы в этом году представители гостиничной отрасли уже не рассчитывают.
"По мере возможности готовимся к сезону. Надеемся, что гости если не из России, то из Калининграда хотя бы приедут", — озвучил скромные ожидания Куренков.
Паразиты в Сети
С закрытием многих заведений часть предпринимателей ушла в сеть, хотя ранее таких планов у предпринимателей не было.
"Работая офлайн, мы были очень заняты, нам не приходило в голову развивать онлайн-продукты", — признала собственник и управляющая фитнес-клубов MyGym и CityGym Елена Гайнрих.
Присоединиться к эфирам клубов можно за небольшую плату. Часть клиентов фирме удалось перевести в онлайн, но в цифровой реальности были и неприятные сюрпризы.
"Есть огромное количество людей, желающих работать в фитнес-индустрии. Не все идут по пути обучения и грамотного подхода. В сети это можно продавать. Но в нашей индустрии таких людей называют паразитами. Уважаю всех, кто связан с моей индустрией. Но тем не менее это так и есть. В онлайн-формате нельзя увидеть уникальность, качество. И там не всегда встретишь профессионализм", — посетовала предприниматель.
Происходящее серьёзно затронуло и другие сферы бизнеса. Например, в мебельной отрасли продажи упали на 95%.
"Обычно мы говорим, вернее, говорили в прошлой жизни, что мебельщики не являются друг другу конкурентами. Мы соперничаем с туристическими компаниями, магазинами одежды и так далее. Основной конкурент сейчас, к сожалению, лежит, отдыхает и набирается сил", — отметил глава Ассоциации мебельщиков Калининградской области, владелец Cinno Cillini Михаил Майстер.
Коллаборации и стратегии
Меры поддержки известны, к ним присматриваются. Кто-то уже начал подавать заявки на льготные кредиты. Кто-то пока "распечатывает кубышку", чтобы покрыть кассовые разрывы за счёт собственных средств.
Один из путей развития для бизнеса — объединение. Например, "Цефей" планирует доставлять полуфабрикаты из ресторанов сети "Британника", а MyGym и CityGym предлагают отелям к сезону объединиться и создать программы активного отдыха для туристов. Фитнес готовит к открытию новые предложения для любителей спорта зрелого возраста и реабилитационные занятия.
Гостиницы тоже не сидят без дела: многие ввели спецпредложения на будущие бронирования: оплачивая сейчас, клиенты получают бесплатно дополнительные бонусы. "Плюшки" ждут и тех, кто перенёс бронь, приходящуюся на момент самоизоляции: оставшиеся в обороте средства помогут отельерам в трудный период и они готовы отблагодарить своих клиентов дополнительными услугами.
Михаил Майстер сегодня готов снизить цены на уже готовую продукцию, чтобы вернуть как можно больше денег, вложенных в производство, в оборот компании.
"Я не могу резко придумать гениальную модель, которая изменила бы правила моего рынка. Значит, я должен рассмотреть ситуацию: как долго просуществует моя компания, если спрос на продукт будет невероятно низким", — озвучил бизнесмен.
Однако долгосрочное планирование сегодня непродуктивно.
“Жить тем, что было месяц назад, уже нельзя. Думать надолго вперёд в текущей ситуации невозможно”, — говорит Павел Крутиков.
Сценарии на несколько месяцев вперёд рассматривают и в Food Dealer. Кирпичев считает, что на возращение "в нормальную жизнь" потребуется от двух-трёх месяцев до полугода.
“Нам очень тяжело отличать шум и сигналы. Огромное количество информации страшной и не очень страшной. Очень много шума. Обилие входящих сигналов так велико, что мозг предпринимателя не в состоянии выстроить свою картину мира, определить свое место и понять, как эта картина будет меняться и что предпринимать”, — добавил Майстер.
По его словам, если убрать из уравнения коронавирус и проанализировать текущую ситуацию и предыдущие кризисы, вспомнить, какие схемы работали в тот момент и обдумать их реализацию в текущих условиях, то "это очень хорошо помогает прочистить мозги", заключил бизнесмен. Полная беседа доступна в записи видеотрансляции эфира "ИзоЛента".