Статья

"Маленькая Сибирь": что известно об авиабазе Нойтиф и её ангарах, которые начали разбирать на Балткосе

14:59
Уникальное инженерное сооружение сегодня | Александр Подгорчук / "Клопс"
Уникальное инженерное сооружение сегодня. Александр Подгорчук / "Клопс"

На Балтийской косе решили разобрать ангары старой немецкой авиабазы Нойтиф. "Клопс" вспомнил историю военного аэродрома.

Авиабаза была построена в 1938 году. Это инженерное сооружение имеет сразу несколько уникальных особенностей. Нойтиф построили для эксплуатации самолётов, в том числе гидропланов, на крайне сложных зыбучих песках.

В книге "Балтийская коса: природа, история, современность" рассказывается история создания авиабазы. Изначально аэродром начали строить "на материке", возле возвышенности Швальбенберг на территории нынешнего Балтийска. Вскоре выяснилось, что строителям не удалось осушить землю и возводить будущую авиабазу на мокрых грунтах нельзя. Также стало понятно, что в этой местности у аэродрома нет возможности расширяться — мешала та самая возвышенность Швальбенберг. Поэтому строить авиабазу решили на Балтийской косе.

Зыбучие балтийские пески стали только одной из проблем. Краеведы, занимающиеся историей Пиллау — Балтийска, рассказывают, что с зимы 1936– 1937 года строительство шло без электроэнергии, и только в 1938 году по дну пролива к Нойтифу протянули силовой кабель. Все материалы и оборудование пришлось завозить по морю. Таким же образом было налажено снабжение авиабазы и после окончания строительства. Нойтиф был единственным аэродромом в Восточной Пруссии, к которому не вели сухопутные подъездные пути.

В советские времена немецкий аэродром использовался как база морской авиации. МиГ-15 на взлётной полосе. Фото: из коллекции Парково-музейного комплекса "Балтийская коса".

В 1939 году строительство завершилось. Своё название авиабаза получила от рыбацкой деревушки, рядом с которой она была построена. Военные прозвали её "Маленькая Сибирь". 

В последние годы войны на территории Нойтифа был построен бункер. Во время Восточно-Прусской операции Красной армии в нём скрывался гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох. Отсиживаясь в Нойтифе, Кох имитировал своё присутствие в Кёнигсберге, выступая с речами по радио.

Калининградские краеведы рассказывают, что, по одной из версий, именно с Нойтифа Эрих Кох отплыл на полупустом ледоколе "Остпройссен" в материковый рейх, отказавшись взять на борт раненых и беженцев, до того как авиабазу взяли советские войска. Фактически авиабаза Нойтиф стала последней точкой обороны нацистов в Восточной Пруссии. 

После войны авиабазу в течение 50 лет использовали подразделения Балтийского флота. Здесь располагались самолёты противолодочной авиации.

В современном Балтийске об аэродроме рассказывают несколько легенд. Например, что во время войны взлётно-посадочные полосы Нойтифа для маскировки поливали водой. Якобы из-за этого полосы сливались по цвету с водой в заливе и аэродром становился "невидимым". По другой легенде, опровергнутой советскими морскими лётчиками, взлётно-посадочные полосы Нойтифа отапливались паром от местной котельной и не покрывались коркой льда зимой.

В 2014 году в СМИ появились сообщения о планах командования Балтийского флота восстановить аэродром и расположить здесь гидросамолёты Бе-200. В ноябре 2018 года металлические остовы ангаров начали распиливать. По словам главы администрации Балтийского муниципального района Сергея Мельникова, сооружения были переданы Минобороны РФ в частную собственность около 15 лет назад.

Комментируя ситуацию с уничтожением аэродрома — памятника инженерного искусства, Антон Алиханов сказал: "Разрешения на демонтаж от муниципалитета у собственника нет, за это он будет оштрафован, работы должны быть приостановлены до получения разрешения. Объект не является объектом культурного наследия".

8 607