11:20

Впервые в истории города калининградцы отправились на музыкальном трамвае слушать музыку в депо

  1. Новости
В пятницу, 10 октября, трамвайное депо на ул. Киевской впервые превратилось в концертный зал. Здесь состоялся концерт литовского квартета "Subtilu-Z".
 
На фото:  квартет "Subtilu-Z"
 
Четверка друзей из Вильнюса сыграла классические произведения и столь любимые в нашей стране мелодии Микаэла Таривердиева. Таким необычным образом открылся в Калининграде очередной фестиваль "Орган+", который проводит благотворительный фонд имени Микаэла Таривердиева.
 
Зрителей привез на концерт музыкальный трамвай, раскрашенный и запущенный специально к этому событию. Свой первый маршрут он проделал от площади Победы до трамвайного депо. Среди первых пассажиров были заместитель председателя регионального правительства Алексей Силанов и глава Калининграда Александр Ярошук. Фестиваль "Орган+" поддержало областное министерство культуры и мэрия города. Партнером фестиваля стала газета "Вечерний трамвай". В честь ее пятилетия так же назван первый калининградский музыкальный трамвай.
 
Фото Стаса Ломакина

Как появился музыкальный трамвай

Однажды, 15 лет назад, в нашем городе побывал очень необычный человек. Седовласый и улыбчивый, немного старомодный, он попросил, чтобы его прокатили на трамвае и показали трамвайное депо. Чуть позже, за обедом в кафе "Киберда", он написал отзыв о Калининграде: "Как прекрасно, что этот город весь пересечён трамвайными путями (10 линий)…" И сам того не ведая, положил начало красивой истории...

Романтичный и тёплый мир

На фото: Мишель Шапюи. Фото Стаса Ломакина
 
Седовласого человека звали Мишель Шапюи. Музыкант, чьи записи Баха находятся в топе продаж по всему миру, приехал в Калининград в качестве члена жюри первого конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Легендарный Мишель Шапюи - профессор Парижской консерватории, главный органист капеллы в Версале, член правительственной комиссии по сохранению памятников, командор ордена Почетного легиона и множества других титулов. В один из конкурсных дней Шапюи обратился с необычной просьбой – прокатиться на трамвае, - к организатору конкурса, председателю благотворительного фонда Микаэла Таривердиева Вере Таривердиевой.

- И тут выяснилось, что он не просто гениальный музыкант, но и любитель трамваев, паровозов и конок и является одним из учредителей музея старинного городского транспорта в Париже, - рассказывает Вера. - В своём замке XVII века он построил маленькую железную дорогу шириной 40 см, в которой перевозит собственные ноты. И считает, что внутреннее устройство трамвая очень напоминает орган.

Эта история поразила издателя Марину Васильеву, и она задумала открыть городскую газету под названием "Вечерний трамвай". Мечта сбылась спустя годы, и сегодня газета "Вечерний трамвай" отмечает свое пятилетие.
 
На фото: Вера Таривердиева и Марина Васильева. Фото Стаса Ломакина

Вера Таривердиева не раз вспоминала о той поездке 15-летней давности и о Мишеле Шапюи. Его имя вновь всплыло в памяти, когда она подыскивала место для концерта, открывающего фестиваль "Орган+" в 2014-м.

- Мы с моей подругой, замечательным журналистом, издателем Мариной Васильевой, говорили о том, что мир трамваев - очень романтичный, он придаёт облику города какой-то очень тёплый колорит. И нам нужно поддержать сохранение трамваев в городе, который полюбили многие музыканты мира. Так появилась идея музыкального трамвая.

Кстати, он так и останется музыкальным после фестиваля, и не только внешне. В нем сделана музыкальная "начинка": в вагоне будет звучать музыка, будут звучать маленькие истории - так называемое "Радио одного трамвая". Это всё останется городу и наверняка станет культурной приметой Калининграда.

Ромашки и граффити

В подготовке музыкального трамвая приняли участие калининградцы, читатели "Вечернего трамвая", которому на днях исполнилось пять лет. Они высказали свои пожелания и идеи относительно дизайна, оформления вагонов. Среди них и профессиональные художники, и обычные горожане.

Ребята из Калининградской детской художественной школы предложили четыре варианты раскраски трамвая.

Полтора месяца в депо

Наконец, был выбран эскиз для раскраски трамвая. Специалисты калининградской дизайн-студии "Art inc" полтора месяца провели в трамвайном депо на ул. Киевской, где сантиметр за сантиметром выполнили кропотливую и технически сложную работу: нанесли изображение методом аэрографии.
По словам руководителя студии Алексея Белецкого, сложность заключалась в том, что аэрографический рисунок является продолжением фолии, которой оклеены окна.

- Аэрография - это распыление краски на поверхность за счет сжатого под давлением воздуха из компрессора, - рассказал Алексей. - В нашем городе этот способ окраски ещё мало известен. Аэрографию часто сравнивают с искусством граффити, но с помощью баллончика с краской сложно добиться таких плавных переходов.

После того, как рисунок был полностью нанесён, его покрыли специальным лаком, так что сохранится изображение долго.