14:34

Путёвка в "Мечту": кто и как попадает в калининградскую социальную гостиницу

  1. Новости
В Калининграде работают две ночлежки, где оказываются оставшиеся без крыши над головой люди: в посёлке Космодемьянского и на улице Ялтинской. Кто они, как попадают в социальную гостиницу и почему так стремятся получить заветную путёвку в дом-интернат "Мечта" у Балтийского моря – в материале "Клопс.Ru".

У нас не "бомжатник"

Директор Центра социальной адаптации для бездомных, в который входит дом ночного пребывания и социальная гостиница, Сергей Свирин, офицер запаса, пять лет назад оставил военное прошлое. За плечами у теперешнего директора 15 лет службы в ракетных войсках стратегического назначения. Говорит, что именно этот опыт и помогает быть руководителем и воспитателем.
 
– У нас не "бомжатник", никому не разрешаю это слово говорить. К нам приходят разные люди без документов, восстанавливаем, потом работу находим. На словах всё просто, а на деле – очень много времени проходит, –рассказывает Свирин. – Бывает, позвонят нам, и говорят: "Человек лежит и замерзает, приезжайте и заберите". Приезжаем, а он ни в какую. Ничего не поделаешь, так и умирают под заборами…
 
В доме ночного пребывания в поселке Космодемьянского нуждающимся оказывают медицинскую помощь, оформляют временную регистрацию и восстанавливают документы, в социальной гостинице – помогают найти работу. Одинокие пожилые люди и инвалиды ждут заветную путевку в дом-интернат "Мечта" в Отрадном – почти санаторий, с балкона которого открывается вид на сосновый бор, а в 10 минутах находится Балтийское море. При доме-интернате есть и грязелечебница, массажные кабинеты и даже бильярд. Там пенсионеры проводят остаток своей жизни.

Мне кажется, что у меня всё поправимо

 
Ирина Махнева, 37 лет
 
Средний возраст тех, кто попадает сюда, 50 лет. 37-летняя Ирина Махнева – самая молодая из жителей гостиницы. Четыре года назад она получила инвалидность из-за продолжительной депрессии. Через три дня после родов у женщины умер ребенок, потом развелась с мужем, потеряла работу, несколько недель провела на больничной койке.

– У меня была сильная апатия, что вообще ничего не хотелось. Там мне посоветовали врачи обратиться в социальную гостиницу, – рассказывает Ирина.
 
Молодая женщина подрабатывает курьером на почте и мечтает снять квартиру и обзавестись семьей. Потухшие глаза во время разговора об её мечтах начинают светиться. Девушка улыбаясь, говорит: "Мне кажется, что у меня все еще поправимо. Хотя мне родные говорят, что лечиться еще надо".

Быстро осудили, быстро отсидела, попала сюда

 
Татьяна Косницкая, 68 лет
 
68-летняя Татьяна Косницкая – одна из многих, кто попал в гостиницу прямиком с зоны. Документы есть, и не пропало желание трудиться, а возвращаться уже некуда. За шесть лет, которые провела за решеткой, неприватизированную квартиру продали. На первое время женщину приютила сестра в Орловке, но долго Татьяна там оставаться не стала.
 
– Не могла ни комнату снять в деревушке, ни работу найти, поэтому вспомнила о растяжке, которую видела на выходе из зоны, – рассказывает Татьяна.
 
Татьяна уже больше года живет в гостинице, здесь же работает уборщицей. Женщина ёмко описывает житье-бытье в социальной гостинице:
 
– За столько времени ни одной драки или скандала! – с удивлением и даже с небольшой ноткой гордости говорит Татьяна.
 
О том, за что отсидела шесть лет, женщина коротко отвечает: "105-я, убийство. Так получилось". Татьяна рассказывает, что после смерти сына четыре месяца пила без остановки. Убила приятеля во время очередных посиделок. Когда очнулась и поняла, что произошло, сама позвонила в полицию.
 
– Даже не пыталась вызвать скорую, потому что было видно, что уже бесполезно.  Дальше всё очень быстро произошло – полиция приехала, быстро осудили, быстро отсидела, – рассказывает Татьяна.
 
В выходные дни Татьяна Косницкая любит ходить по музеям и бывать в зоопарке.

– Я с молодости люблю музей в Янтарном, недавно туда еще раз съездила. Да и вообще, за время, пока была на зоне, город изменился сильно. Я первое время ходила, шарахалась ото всех в разные стороны. После того, как здесь начала жить, лучше намного стало, – рассказывает женщина.
 
Особых планов на жизнь у нее нет. Говорит, что пока есть силы и возможность, работает.

– Мне уже 60 лет, я пенсию получаю, зарплата есть. А что потом будет… посмотрим, что загадывать?

Путевку дали

 
Виктор Лобанков, 68 лет
 
68-летний Виктор Лобанков – не самый типичный житель центра: на улице не жил, не пьет и имеет родных, с которыми хоть и редко, но видится. С женой мужчина расстался 20 лет назад, сын обзавелся семьей и давно живет своей жизнью. С отцом общается, но помощь особо не навязывает. А Виктор и не настаивает. Говорит: "Чего просить? Им самим помогать надо".
 
Виктор попал в гостиницу летом прошлого года. Долгое время жил в небольшом дачном домике на Северной горе. Небольшую хибару мужчине уступил его знакомый, с условием, что тот будет помогать в строительстве дома на этом же участке. Однако летом мужчина слег после инсульта: нарушилась речь, практически перестала работать рука и нога. Справляться одному по хозяйству в домике без удобств стало тяжелее: наколоть дрова, затопить печку и принести воду из колодца. Те занятия, которые занимали несколько часов, теперь растягивались на целый день.
 
Виктор один из тех счастливчиков, который в ближайшее время отправится в "Мечту". У самого мужчины загораются глаза, когда он начинает строить планы.
 
– Я здесь меньше года здесь, а мне уже дали путевку, сейчас прохожу медкомиссию, – улыбаясь, говорит он. 
 

 
В социальной гостинице развешано огромное количество картин, на каждом этаже – по два-три горшка с цветком. Директор Сергей Свирин со всех сил пытается из депрессивного места сделать уютный дом для тех, кто его не имеет: бомжи, ставшие ненужными своим детям старики, инвалиды, бывшие зэки – социальное дно в разрезе. Директор центра говорит, что бездомным не просто помогают, а только дают в руки веревочную лестницу и лопату, чтобы вылезти из дна, в котором они очутились.