25 лет назад, с обретением Литвой независимости, Калининградскую область со всех сторон окружили границы. Именно тогда Игорь Бондаренко начинал работать на областной таможне инспектором. Сейчас он - начальник многостороннего автомобильного пункта пропуска "Багратионовск" на границе с Польшей.
Какой информацией о россиянах делятся с нашей таможней коллеги-поляки? Как меняются направление грузов и товарные приоритеты? Об этом с таможенником побеседовал журналист "АиФ-Калининград" накануне 70-летия ведомства.
Тысяча черепах
— Правила ввоза и вывоза товаров менялись последние два года. Какие неудобства от этого испытывают пересекающие границу? Не жалко вам тех, у кого приходится конфисковывать продукты?
— Ещё месяца три назад польские товары стоили дешевле и калининградцы везли всё подряд. На выезде мы раздавали памятки о правилах ввоза. Но всё равно на обратном пути некоторых приходилось лишать продуктов. В такой ситуации люди начинают призывать к совести, требуют, просят. Порой доходят до оскорблений. Но мы не можем нарушить закон.
Сейчас поток продуктовых туристов с нашей стороны оскудел. Многие товары из-за выросшего курса злотого выгоднее покупать здесь. А поляки вывозят от нас бензин, сигареты. И в последнее время - сахар и кондитерские изделия, которые, они говорят, у нас вкуснее и качественнее. Соседей стала интересовать наша сельхозпродукция: недавно отправили в Польшу 20 тонн капусты. А сейчас оформляют отправку через морской порт в Литву большой партии пшеницы.
— На границе постоянно ловят контрабандистов. Что везут? Какие случаи запоминаются?
— Контрабанда — это уголовная статья, встречается редко. Чаще попадаются нарушители таможенных правил. Из необычных историй — такая: в 2005 году наш инспектор проверял машину, полез в бардачок и тут же отдёрнул руку, потому что нащупал что-то живое. Оказалось, там три больших попугая какаду с замотанными скотчем клювами и лапками.
А в 1991-1992 годах группы из Узбекистана пытались возить в Польшу черепах. Те скребли дно коробки коготками, и наши собаки реагировали. Мы были вынуждены возвращать автобусы - коробок было много. Узбеки выпускали черепах на окраине Багратионовска. Потом тысячи их ползали по городу.
В те же годы часто задерживали много предметов старины: иконы, Библии, которые вывозили из северных областей РФ. Сейчас из приморских городов часто везут нелегальный янтарь.
— А знаменитости часто через ваш МАПП проезжают?
— Как-то проезжала Барбара Брыльска, в шляпе, очках. Явно не хотела, чтобы узнали. Но мы разглядели. После проверки зашла в магазин, а мы следом. Любопытно же. Для меня она, в каком-то смысле, легенда, "Ирония судьбы" - фильм детства. Заходим, а она поворачивается и сходу, глядя на нас, с раздражением: "Холера ясна!" (польск. "чёрт побери"), поняв, что её узнали. Мы поняли, что женщина не в духе, и ушли. Проезжали и футболисты киевского "Динамо", и музыкальные коллективы.
Золотое дно?
— Отношения РФ с соседями переживают не лучшие времена. Как общаетесь с коллегами из Польши и Литвы.
— С польской таможней отношения добрососедские. Каждое утро мои заместители встречаются с коллегами, обмениваются информацией. С руководителем польского поста мы видимся раз в неделю. Поляки нам, например, дают информацию о вывозимых дорогостоящих товарах: часах, айфонах. Мы смотрим: такой-то повёз, а у нас не оформлялся. Берём человека на контроль.
"Эксцессы" бывают только на почве футбола. В Евро-2012 РФ играла в одной группе с Польшей, и мы со спортивной злостью спорили, кто лучше. Ещё я болею за "Зенит", а коллега - за варшавскую "Легию". Когда она проигрывает, я его поддеваю: "Ну, Роберт, твои-то оплошали". Он реагирует бурно.
— Как менялись условия работы за 25 лет, что вы служите?
— Я пришёл сюда, когда ещё был СССР. А через год его не стало. Образовалась Неманская таможня, куда меня направили. Нас выставили на съезде с моста Королевы Луизы, где сейчас литовская сторона. Установили ручной шлагбаум на верёвочке. В 100 метрах был литовский пост. Они ходили в такой же советской форме. Было и печально, и больно, что распалась великая страна, и что теперь Литва, куда мы ездили, как домой, отделилась границей. Мы чувствовали в этом некую несправедливость.
Я был неплохим поисковиком. Тогда не было техники. Только отвёртка, молоток, шило и интуиция. Начинал осмотр машины с показателя топливного бака. Если в нём вложения, датчик не работает вообще либо работает с перебоями. Многое можно понять и по поведению человека.
По сравнению с тем, как мы работаем сейчас, то был каменный век. Теперь у нас мобильный досмотровый комплекс, он сканирует фуры, автобусы. Есть прибор "крот", который может заглядывать в труднодоступные полости. Ещё лет 20 назад не было такого понятия, как разные комплекты формы. А сейчас у инспектора одной только обуви шесть пар: летние туфли, утеплённые летние туфли, полуботинки осенние и зимние, ботинки зимние, ботинки утеплённые рабочие.
— Многие думают, что работа на таможне - золотое дно, с инспектором за определённую мзду можно договориться о чём угодно.
— У нас работает Служба противодействия коррупции. Всюду - информация о том, что дача взятки ведёт к печальным последствиям. Мы получаем хорошие зарплаты. Например, уровень моей сопоставим с уровнем зарплаты командира полка в армии. Есть социальные гарантии. Но истории со взятками происходят постоянно.
Год назад один калининградец пытался вывезти овощи с превышением на 3 тонны. Мужчина просил инспектора закрыть глаза на перегруз за 10 тысяч рублей. Тот, как и положено, доложил начальству. А меньше месяца назад на "Мамоново-2" задержали человека, который ввозил фильтры для криованн на 30 тысяч долларов с нарушениями. Предложил инспектору тысячу долларов. Сейчас дело в суде.