18:03

Калининград привлечет перевозчиков "свободным портом"

  1. Новости
Грузопоток в Калининградской области за последнее время сократился на 20 процентов. По словам перевозчиков, одна из причин – падение рубля: предприниматели стали покупать меньше товаров за границей из-за увеличения их стоимости, соответственно сократились и объемы поставок. Как рассказал на встрече в Калининградской торгово-промышленной палате (КТПП) директор компании "Транс-Эксим" Юрий Пятанов, "проблема девальвации рубля поставила эти перевозки под большой вопрос".
 
"Объемы стали резко уменьшаться. Если в феврале падение было 20-25%, в марте оно будет уже 35%. И далее с открытием порта в Санкт-Петербурге эта тенденция продолжится", – сказал Юрий Пятанов.
 
Рост валюты – далеко не единственная проблема. Как бизнесмены, так и региональные чиновники заявили, что Калининградская область стала просто неконкурентноспособной по сравнению с соседними транзитными территориями. По словам исполняющей обязанности министра по развитию инфраструктуры Елены Дятловой, часть перевозчиков сегодня предпочитает пользоваться портами соседних стран, минуя Калининградскую области.
 
"У нас есть те предприятия, которые раньше вывозили свою продукцию на основную часть Россию по нашей пограничной территории. То ли дело сейчас: они перекидывают на Клайпеду и уже идут с Клайпеды", – сказала Елена Дятлова.
 
По мнению председателя комитета КТПП по транспорту и таможенной политике Леонида Степанюка, на весь процесс перевозок влияет также и затянутость процесса прохождения таможенного контроля:
 
"Ни польского, ни литовского автомобилиста сейчас через Калининград не загоните никаким калачом: из-за простоя в оформлении, ожидания на границе", – сказал Леонид Степанюк.

Юрий Пятанов предложил  решать проблему радикально – менять федеральное законодательство. Придать региону статус заграничной территории, чтобы упросить таможенные процедуры.
 
"Надо Калининградской области придавать статус зарубежной территории России. И основываясь на этом, вырабатывать другие законы. Тогда можно спокойно разговаривать с Литовской республикой, с теми же братьями-белоруссами, которые в таможенном союзе находятся, а нам совсем не помогают", – сказал Юрий Пятанов.
 
Региональные власти таможенные проблемы на границе решить не обещали. А вот повысить привлекательность калининградского порта и вернуть грузопоток в регион надежда есть. По словам министра экономики Анастасии Кузнецовой, в регионе может появиться так называемый "режим свободного порта": груз, который будет проходить через него, досмотрят быстрее, по упрощенной схеме, что позволит пропускать судов и паромов в разы больше.
 
"Есть инициатива со стороны Минэкономразвития РФ внести поправки в закон Об особой экономической зоне и попробовать в качестве эксперимента запустить два порта в РФ в режиме "свободного порта". Они готовы предварительно рассматривать один порт во Владивостоке, другой – в Калининграде", – сообщила Анастасия Кузнецова.