Подавляющее большинство россиян считают, что страна вступает в экономический кризис, свидетельствуют данные последнего соцопроса Левада-центра. Более половины населения почувствовали рост цен на привычные продукты питания. В своих ожиданиях от будущего граждане настроены пессимистичнее, чем перед кризисом 2008 года, пишет РБК.
Пятая часть опрошенных (19%) полагает, что кризис продлится год-полтора, 21% считает, что спад продлится не менее двух лет, 16% настроены еще пессимистичнее и говорят, что кризис будет очень продолжительным и его последствия будут ощущаться на протяжении многих лет. Пятая часть опрошенных (21%) не могут спрогнозировать длительность и глубину кризиса.
Страна сейчас находится в самом начале кризиса, и население пока не почувствовало его в полной мере, говорит эксперт Левада-центра Денис Волков.
"Успела ощутить последствия последних событий малая часть россиян, только 6-7% населения имеет валюту и накопления. Тем не менее люди напуганы, мы фиксируем обвал ожиданий от развития экономической и политической ситуации в стране. Люди склонны пессимистично оценивать будущее, показатели хуже, чем накануне кризиса 2008 года", – поясняет Волков.
На вопрос, как отражается положение дел в стране на их кошельке (можно было выбрать несколько вариантов ответа), 38% опрошенных сказали, что стали покупать более дешевые товары длительного пользования или вовсе отказываться от таких покупок. Еще 37% ответили, что экономят на питании и повседневных расходах, 22% сократили траты на развлечения и отдых или вообще отказались от них. В то же время 27% россиян ответили, что обстановка никак не повлияла на статьи их расходов.
Больше половины россиян (58%) в последние недели заметили рост цен на продукты, которые они обычно покупают. Пятая часть опрошенных (22%) сообщила социологам, что цены на многие продукты выросли настолько, что им пришлось отказаться от некоторых привычных продуктов.
У 61% опрошенных там, где они живут, основные продовольственные товары полностью или в значительной части замещены на отечественные вместо импортных. Основные предметы одежды и обуви российского производства могут купить 35% россиян, почти столько же (34%) в ближайших магазинах могут приобрести отечественные товары длительного пользования.
В основном россияне полагают, что цены на продукты (55%), на одежду, обувь, бытовую технику (53%) и тарифы на услуги ЖКХ и транспорт (52%) в ближайшие месяцы будут расти привычными темпами. Однако они ошибаются в этом, считает главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. "Опрошенные недооценивают влияние девальвации на рост цен в ближайшие полгода", – говорит он.