11:45

Цены вырастут на 15-20 процентов. Очень сложными будут январь и февраль

  1. Интервью
Генеральный директор управляющей компании Центрального рынка Сергей Званок рассказал в интервью "Business.FM – Калининград" о том, какие цены нас ждут под Новый год и почему на рынке торгуют, в основном, посредники.

- Сергей Николаевич,  с 7 августа, когда президент подписал указ об ответных мерах на санкции, насколько изменился ассортимент на Центральном рынке? Откуда теперь поставляется товар?

-  Конечно, число стран-поставщиков уменьшилось. Первое время после введения указа в рядах предпринимателей царила растерянность, непонимание, что делать далее. Но сейчас ассортимент восстановился, только изменились цены. Это объективные вещи: дорожает импортная продукция, которая завозится сейчас из Сербии, из Белоруссии, из тех стран, которые не попали в санкционный список. Либо местная продукция, для производства которой необходимо импортное сырье.

- Не за горами Новый год. Что с ценами сейчас, и как они могут измениться уже ближе к празднику?

- Сыграла роль по некоторым позициям сезонность, которая позволила цены удержать. Допустим, картофель,  капуста подешевели на 30%. Повышение коснулось мясной продукции. По результатам нашего мониторинга, с 14 августа по сегодняшний день говядина подорожала почти на 200%, свинина - около 50%, мясо кур - плюс-минус 0,2%, рыба мороженная тоже 0-3%. Очень подорожали огурцы - с 52 рублей до 105 и помидоры - были 67 рублей, а сегодня в среднем 130.

Что ожидаем перед Новым годом? Предприниматели уверены, что ассортимент будет обеспечен практически на 100%. Цены будут зависеть от цен поставщиков, остальные накладные расходы, которые включают аренду, коммунальные платежи, транспорт, социальные выплаты, налоги, остаются неизменными. К сожалению, число поставщиков уменьшилось. Конкуренция между ними ослабла, и они играют сейчас основную роль в ценообразовании.

- А что будет сразу после Нового года, в январе, феврале? Можно ли уже сейчас делать какой-то прогноз цен?

Самую объективную цену на продовольствие можно зафиксировать именно на рынке, такая торговля наименее накладна для предпринимателей. На Центральном рынке только под реализацию овощей и фруктов выделено 256 торговых мест. То есть 250 человек закупают примерно у трех-шести поставщиков. Вы и сами понимаете, что сговор между двумя сотнями человек невозможен, соответственно, конкуренция огромная и цена будет самая объективная, и товар будет подобран очень тщательно по цене, ассортименту и качеству. Только на рынке можно и поторговаться, и получить какую-то скидку к концу дня, допустим, или после обеда. То есть я советую всем посетителям Центрального рынка обязательно проявить все свои качества деловые. На рынке всегда возможно получить ту цену, на которую вы рассчитываете.

По мнению основных поставщиков, предпринимателей, которые занимаются поставками и логистикой, цены будут расти в пределах еще 15-20%, и очень сложное время будет в январе-феврале. Сезонный товар закончится, а поставки не стабильны сейчас, и, к сожалению, нет у нас больших хранилищ, которые позволят иметь запас на длительный срок. Предприниматели Центрального рынка стараются брать столько товара, сколько могут продать за день, потому как утилизация, вывоз, хранение - это все дополнительные расходы. Зато мы можем гарантировать, что каждый день у нас на Центральном рынке свежий товар.

- Сергей Николаевич, власти региона неоднократно утверждали, что для того, чтобы понизить цену на продукцию на рынках, нужно убрать посредников. Возможно ли это? И повлияет ли это на снижение цен?

На Центральном рынке из 700 торговых мест, которые выделены для реализации продтоваров, только около 30% арендаторов торгуют товарами местного производства. Это объясняется тем, что производители занимаются своим делом. Торговать на рынке - это очень сложная профессия, очень специфическая, хотя посещаемость Центрального рынка не идет ни в какое сравнение с другими торговыми предприятиями: в выходные дни она достигает 30 тысяч человек. В этом потоке нужно очень хорошо ориентироваться, чего не умеют местные производители. Они идут по пути уменьшения своих накладных расходов, и им выгоднее продать посреднику. Но предприятия, которые занимаются реализацией хлебобулочных изделий, практически все присутствуют на рынке, молочное производство тоже, и цена держится достаточно достойная по этим всем позициям.

Управляющая рынком компания всегда была инициатором проведения и курсов, и встреч с предпринимателями, чтобы организовать поставки напрямую, чтобы не было между прилавком и производством двух-трех посредников. Так что правительство ставит правильную цель. К сожалению, не слышат об этом именно производители.