22:57

Людей преднамеренно начали отучать от трамвая

  1. Интервью
В эти выходные калининградский (кенигсбергский) трамвай отмечает круглую дату – 120 лет со дня основания. Наша трамвайная сеть – старейшая в России. Несмотря на такое значимое событие, о трамвае в последнее время говорят мало, а недавно руководство "Калининград-ГорТранса" вовсе решило не отмечать юбилей. Истории о прошлом, жизни в настоящем и планах на будущее Клопс.Ru рассказал председатель общества защиты калининградского трамвая Олег Чередниченко.
 
— За 120 лет в Калининграде работали десятки интересных и уникальных трамваев. Сейчас старые немецкие вагоны сохранились, можно на них посмотреть?
 
— В Калининграде действительно было очень много разнообразных вагонов европейских производителей. По городу курсировали как местные, так и немецкие, и чешские вагоны. К сожалению, из того многообразия у нас практически ничего не сохранилось. Сейчас имеем трамвай "Гота", который работает снегоочистителем; "Татру", выходящий на линии; а также "Дюваг", который у нас экскурсионный.
 
— В следующем году еще один юбилей – 70 лет уже калининградскому трамваю…
 
— Да, в 1946 году вo ноябре по Калининграду начали ходить восстановленные немецкие трамваи. Проблем после войны было много, город был разрушен и единственным видом транспорта был трамвай, поэтому большие силы бросили тогда на восстановление путей и инфраструктуры.
 
— Он был популярен у советских людей?
 
— Трамвай всегда был в Калининграде очень популярным видом транспорта. Приведу один пример, в 1982 году была очень снежная зима, и трамвайные рельсы засыпало так, что вагоны не могли проехать. Так целые предприятия останавливали производства, по причине того, что не ходят трамваи. Это была уважительная причина, так как люди не могут добраться на работу. И это уже были 80-е годы прошлого столетия, то есть когда и автобусы уже были у нас. Но самым массовым видом общественного транспорта оставался трамвай.
 
— Во многих европейских городах трамваи как вид общественного транспорта развивают, а у нас не ожидается такого "счастья" даже к ЧМ-2018…
 
— В соседних с нами странах Европы трамвайное сообщение развивается. Там, где раньше не было этого вида транспорта, открывают. Но там трамвай скоростной вид транспорта. В Риге, например, скорость безумная, по нашим меркам – 70-80 км/ч. Стоимость проезда составляет на наши деньги 70 рублей, но там трамваи битком и ходят регулярно. Это, действительно, решение транспортного вопроса, особенно в городах, где нет метро.
 
— А какая у наших трамваев сейчас средняя скорость?
 
— У наших трамваев с учетом остановок, светофоров – 7 км/час, хотя еще 15 лет назад была 40 км/ч. И вот 40 км – это уже достаточная для города скорость, которая удовлетворяла пассажиров.
 
— А почему у нашего трамвая стала падать скорость?
 
— Все началось примерно с 2005 года. Во-первых, поизносился уже к этому времени подвижной состав. Во-вторых, трамвайные пути перестали ремонтировать. Если во времена СССР, каждый год ремонтировали по 5 км путей, то в 2000-х не ремонтировали ничего вообще. И сейчас мы видим практически "убитые" пути на Фестивальной Аллее, на ул. Багратиона. Получается, что вот уже более десяти лет, пути практически не менялись, если не считать участков при реконструкции дорог, например, Вторая эстакада. Сейчас меняют пути на ул. 9 Апреля. Там скорость можно развить высокую, но кроме польской "Песы" быстро ездить никто не может.
 
— Даже в смутные 90-е годы удалось сохранить трамвай, обновляли и подвижной состав. По сути, умирать трамвай стал или убивали его в 2000-е. Какие факторы послужили снижению популярности трамвая?
 
— Во-первых, это всеобщая автомобилизация населения. Во-вторых, бездумный запуск частных автобусов, которые стали оттягивать пассажиропоток у трамвая, снижалась выручка на предприятии, средств на существование становилось все меньше. Все подсчитали – понятно стало, что растут убытки.
 
— Так с чего все началось?
 
— Все началось с сокращения участка маршрута №2 в районе улицы Транспортной. Рельсы очень быстро убрали, никто не обратил внимания даже. Потом сократили "единичку" на ул. Октябрьской. Далее ликвидировали трамвай №6 с ул. Горького. И пошло-поехало. Людей начали отучать от трамвая, и со временем у авторов этой затеи это сделать получилось.
 
— Может отдать трамвай в руки частникам? Была же в истории Кёнигсберга такая страница, когда четыре маршрута обслуживал бизнес.
 
— На трамвае на заработаешь, а значит туда частники не пойдут. Да и нигде в мире городской транспорт не является прибыльным. Более того, я считаю, что нельзя отдавать частникам в руки трамвай, ничего путного из этого не выйдет.
 
—А когда был пик развития трамвая в нашем городе?
 
— 80-е годы прошлого столетия в Калининграде активно развивалась трамвайная сеть. Пиком развития был 1989 год.
 
— Ввиду дороговизны эксплуатации трамвая, некоторые чиновники и представители ГИБДД предлагают заменить трамваи на троллейбусы. Что вы на это скажете?
 
— Это очень неудачная идея. От троллейбусов все в европейских странах отказываются в пользу трамваев, так как троллейбус не может быть скоростным, он идет в общем потоке со всем транспортом. А вот трамваи можно сделать скоростными и вместительными. Трамваи можно запускать даже в центре в пешеходные зоны. Он хоть и опасен, но предсказуем. Такая картина в любом европейском городе.
 
— Ну все же не до конца, наверное…
 
— Да, хочу сказать, что вот смотрю на трамваи, которые идут по Фестивальной Аллее, они всегда почти заполнены. Люди ездят на них, несмотря на то, что там и маршрутки и автобусы есть в качестве альтернативы. Это, безусловно, радует. Да и интервал радует – 4-5 минут.