16:20

В деревне под Бранево жители сбросились, выиграли европейский грант и построили яхтенную марину

  1. Интервью
Директор муниципального центра "Янтарный парус", яхтсмен и опытный шкипер Дмитрий Зарицкий рассказал о том, почему в Калининграде так много воды и так мало лодок.  
 
- Дмитрий, расскажите о вашей последней победе. Что это было и что такое "бешеные табуретки".
 
- "Бешеные табуретки" - так мы в шутку называем спортивные яхты, которые похожи на обычные тем, что они имеют паруса, но они гораздо быстрее, динамичнее, более чуткие в управлении. Как правило, такие яхты развивают очень большую скорость, которую надо контролировать. В этот раз мы гонялись на яхтах класса J/80.
 
Был очередной розыгрыш Кубка русскоговорящего яхтенного сообщества на озере Гарда в Италии. Когда-то, примерно десять лет назад, на заре блогерства, в Живом Журнале была создана группа "Яхтинг-рус". Она по-прежнему существует, там около четырех тысяч подписчиков. Сообщество живет, развивается, оно не имеет границ, это русскоговорящие люди, живущие в разных частях земного шара, имеющие отношение к парусному спорту и яхтингу.
 
- Насколько значима эта победа для вас, для вашей команды?
 
- Как любая победа, она значима. Любое соревнование - это приобретение помимо медали и кубков гоночного опыта, тренировка. Озеро Гарда отличается замечательной гоночной акваторией, там проходят практически все ведущие важные парусные соревнования, потому что это, наверно, единственное место на земле, где гарантированно есть ветер. И организаторы точно знают, что если четыре дня запланировано, то гонки будут именно четыре дня. В других местах можно просидеть неделю на берегу, а ветра так и не будет либо он будет такой ураганной силы, что невозможно соревноваться.
 
На Гарде, как везде в Италии, очень красиво, очень вкусно и очень все нацелено больше на отдых, релакс. Поэтому там ветер дует по расписанию: с восьми утра до 12 - северный, средней силы, потом с 12 до двух ветра нет вообще, перерыв на сиесту, и с двух до шести - ветер южный, зачастую более сильный. В шесть часов он "выключается".
 
- А что за традиция с купанием экипажа?
 
- Экипаж победителей всегда купают, невзирая на погоду, температуру воды. В этот раз вода была восемь градусов. Я мог вырваться, но весь экипаж поймали и начали купать, поэтому добровольно сдался. Да и традиции нарушать не принято.
 
- Сколько нужно времени, чтобы сложилась команда?
 
- Такие соревнования отличаются тем, что там, как правило, не приезжают со своими командами. Эти регаты, в первую очередь, нацелены на привлечение новых людей в парусный спорт, тех, кто в профессиональных регатах, скорее всего, никогда не попадут на борт яхты и не смогут принять участия. А здесь низкая стоимость, отличные условия и дружелюбная компания позволяет новым людям быстро обретать друзей, яхтенный и гоночный опыт. Экипажи в половине случаев складываются жеребьевкой перед регатой, и задача капитана, чтобы сложившийся экипаж за короткое время стал командой, которая понимает с полуслова друг друга. То есть это такой тимбилдинг экстремальный, потому что парусные гонки - это гонки умения, нервов и не столько физической силы, сколько возможности в короткий срок сделать меньше ошибок, чем соперник.
 
- У каждого шкипера какая-то своя манера руководства?
 
- Да, безусловно. Кто-то кричит и ругается, кто-то добрый и отзывчивый. У меня получается объяснить каждому члену экипажа, какие действия требуются от него, чтобы участвовать в работе максимально эффективно.
 
- А можно поместить в интернете объявление о том, что собираюсь идти на яхте через океан, быстро сколотить команду и перейти?
 
- Можно, но, наверно, все-таки не через океан. В коротких портовых гонках любой человек в состоянии за короткое время в команде сработаться и свои личные амбиции какое-то время не проявлять. Что касается длительных переходов, связанных порой с экстремальными условиями, то один из самых важных вопросов - это насколько команда подобрана. В истории есть много примеров, когда отсутствие тренингов или методик по подбору экипажа приводили к не очень хорошим, порой печальным последствиям. Даже есть несколько примеров, когда капитаны яхт заканчивали жизнь самоубийством и какие-то еще несчастные случаи были в море.
 
- А вообще каждого человека можно обучить яхтенному делу? Или есть необучаемые?
 
- Каждого. Как говорил мой первый тренер, парусный спорт не гиревой, тут нужно думать головой, прежде чем тянуть. Тот, кто понимает принципы, тот умеренными физическими силами справляется с задачей, кто не понимает, у того получается дикая нагрузка и тяжелая физическая работа.
 

С девяти лет ребенок может участвовать в регатах

 
- Что происходит сейчас в центре "Янтарный парус", который вы возглавляете?
 
- Нам удалось достаточно в короткие сроки при ограниченных финансах сделать то, что планировали: реанимировали и перезапустили школу, спасибо коллективу и тем, кто рядом с нами. Мы получили лицензию на образовательную деятельность, навели на территории порядок, насколько могли, восстановили лодки и инвентарь, набрали достаточное количество детей.
 
- Она все там же, рядом с Прибрежным?
 
- Да, в этом году школе 40 лет, и за это время она не поменяла географию и осталась в тех же зданиях, при тех же материальных средствах, то есть, как говорится, у того самого корыта, которое мы теперь стараемся залатать и сделать так, чтобы оно не было разбитым.
 
К сожалению, в последние несколько десятилетий обществу было не до парусного спорта. Его почти не стало, есть огромная пропасть между детьми и взрослыми. Есть совсем немножко детей, которые иногда ходят на яхтах, а потом уже люди зрелые приобретают яхты и начинают ходить на них. Практически нет тех, кто в возрасте 20-40 лет занимается парусным спортом. Нет семей, которые были бы "парусными", очень мало детей и практически нет тренеров. В вузах наших этой профессии не учат.
 
- Сколько сейчас детей в школе?
 
- Больше полусотни. Мы в начале зимы делали открытые уроки, ходили по школам, приглашали детей. И начинали заниматься. Зимой день короткий, тяжело выбрать время, чтобы куда-то ехать после занятий, поэтому мы при школах оборудовали кабинеты, и наши педагоги проводили там занятия - в 22-й гимназии, 48-й школе, 28-й, в кадетском корпусе. Была теория, физическая подготовка, ходили в бассейн и учились тому, чем мы будем на практике весной и летом заниматься.
 
- Когда теперь практика начнется?
 
- Мы в выходные готовились к сезону, вытащили лодки все с зимней консервации, новичкам показали. Потихонечку начнем выходить на воду. Планируем 2-3 мая провести открытие сезона, сделать клубную регату для новичков и взрослых. Регату мы хотим посвятить памяти ветеранов парусного спорта Калининграда. Он во многом обязан Никите Сергеевичу Дитлову, который сразу после войны стал директором и клуба, и школы, до конца 80-х руководил ими, пока были силы и здоровье.
 
Ну а потом большой календарь - почти каждые выходные проводим регату или у себя на территории, в соседних акваториях и на выезде. В конце прошлого года мы приобрели телегу, которая позволяет перевозить парусные яхты к месту соревнований, до этого просили родителей помочь. Теперь сможем и школой, командой ездить и набирать соревновательный опыт.
 
- А будет новый набор?
 
- Да, мы его не прекращаем, с мая ждем новых воспитанников. Каждый день мы открыты, родители могут приводить детей, дети могут сами приезжать.
 
- Со скольки лет можно заниматься парусным спортом?
 
- Вообще, с восьми лет. В разных странах по-разному, но в наших законах записано, что с девяти. Поэтому мы с семи лет принимаем в спортивно-оздоровительные группы, а с девяти переводим в учебно-тренировочные, когда уже можно участвовать в соревнованиях, набирать разряды, собственно, заниматься спортом.
 
- Родителям нужно к чему быть готовыми? Например, должен ли ребенок уметь плавать?
 
- Желательно уметь плавать. Если ребенок не умеет плавать, мы его научим. Все соревнования взрослых и детей обязательно проходят в спасательных жилетах, в мире не принято выходить на воду без них. У нас взрослые относятся к этому с неким пренебрежением: хочу - надеваю, хочу - не надеваю. А, например, в Англии выход без спасательного жилета на любой по размерам яхте тут же карается - приедет водная полиция и оштрафует и капитана, и тех, кто был без жилета. В истории достаточно примеров, когда выдающиеся люди, умеющие отлично плавать, пренебрегали элементарными средствами безопасности, получают по голове гиком, оступаются, подворачивают ногу, падают за борт. Без спасательного жилета у них нет шансов.
 
- Сколько стоит обучение?
 
- Бесплатное обучение у нас, это муниципальная школа. От воспитанников требуется на первых порах спортивная одежда обычная, желательно брызгозащитная, удобная, спортивная обувь, куртка, кепка, очки.
 
- И каждые выходные придется возить ребенка в Прибрежный?
 
- Придется, или дети сами будут ездить. Мы оборудуем сейчас место для стоянки велосипедов, и у нас уже есть десяток детей, которые ездят на них. К сожалению, школа, с одной стороны, находится далеко, с другой стороны – в двух километрах от черты города, то есть она совсем недалеко. Но последний километр тяжелый, транспорт не ездит, приходится ходить пешком.
 
- Там сделают когда-нибудь дорогу?
 
- Мы несколько раз обращались к администрации города для того, чтобы дорогу поставили в план реконструкции. Но, к сожалению, там пока никто не живет из высокопоставленных начальников.
 
- Может быть, сделают, когда ребенка туда отдадут?
 
- Может быть, мы активно приглашаем всех детей, в том числе руководства города и области. Нам пообещали, что на вторую половину 2015 года дорогу поставят в план реконструкций. В школе раньше был автобус, который собирал детей с площади Победы и через Южный вокзал ездил в клуб. Он делал четыре ходки. Это было 20 лет назад. Мы в планы этого года ставили также покупку автобуса, пока нам отказали. Может быть, в следующем году.
 

Настоящих буйных мало

 
- А что происходит во взрослом яхт-клубе?
 
- То, что происходит последние 40 лет: очень много разговоров, очень мало дела. Акватория есть, за это время можно было построить три, четыре, пять десятков стояночных мест, поставить яхты и участвовать в развитии парусного спорта своим личным примером. Но, к сожалению, этого не происходит.
 
- Чем это можно объяснить?
 
- Трудно сказать. Думаю, с одной стороны - природная лень, с другой стороны - тем, что взрослый парусный спорт в Калининграде очень такой закрытый.
 
- То есть такая тусовка для своих?
 
- Тусовка для своих, очень мало новых людей. За последние 10 лет можно по пальцам перечислить новых. Те, кто хотел бы купить яхту, участвовать в жизни парусного сообщества, смотрят на все это, разворачиваются и уходят. Кто-то из них покупает яхты и ставит их в Гданьске, в Клайпеде и где-то еще, кто-то несколько раз в год ездит в другие моря, берет яхту в аренду и там ходит.
 
- А вот планы властей по строительству марин в Пионерском, на Тростянке, они имеют под собой какое-то будущее?
 
- Я бы не хотел, с одной стороны, критиковать, с другой стороны - прожектовать. На мой взгляд, планы имеют будущее тогда, когда они основаны на реалиях, а не на прожектерстве. Вот, посмотрите, что происходит у соседей. Никому не нужна яхтенная гавань на 1000 мест, которая стоит миллиарды.
 
- Просто выделили кусочек причала?
 
- Да. Причем, как правило, власть берет на себя инфраструктуру базовую, то есть гидротехнические сооружения, молы защитные, стенку, все остальное отдают профильным клубам либо общественным организациям, коммерческим, не важно, с каким-то обременением. Будешь развивать яхтинг, стоянку, чартер, школы - занимайся, не будешь - контракт с тобой не будут продлевать.
 
На днях мы ездили по приглашению наших польских друзей в Бранево. И вот очередной пример. За полгода в одной маленькой деревне, в которой 200 домов, скинулись всем селом, поучаствовали в каких-то грандах европейских, получили немного денег, углубили устье реки, которая там впадает в залив в районе Пасленки, сделали причальную стенку, забетонировали, сделали подъездные пути, ограждение.
 
- Яхтенный порт в Бранево?
 
- Да. Это яхтенный порт в деревне Бранево.
 
- А у нас-то почему не склеивается? Ведь кругом вода. Нет интереса сообщества и чиновников?
 
- Я думаю, что, во-первых, нет настоящих "буйных малых". На примере нашей школы: есть небезразличные люди, есть интерес, есть желание этим заниматься - мы шаг за шагом двигаемся в направлении развития, находим пути, находим возможности.
 
- А дальше захотят дети этим заниматься?
 
- Да. Дети дальше хотят заниматься, значит, на следующем этапе мы будем думать о том, что делать с ними. У нас было шесть лодок класса "Оптимист", еще шесть передали сами, еще несколько восстановили. Но для того, чтобы даже эти 50 детей занимались, нужно как минимум 30 "Оптимистов". Поэтому мы сейчас активно работаем с нашим бизнес-сообществом, с друзьями клуба, школы и в Калининграде, и за его пределами. Просим помочь, готовы принять эту помощь в любом виде. Кто-то поможет металлом для того, чтобы восстановить забор, кто-то - экскаватором, чтобы разровнять площадку, кто-то деньгами, чтобы купить матчасть. Других вариантов я пока не вижу.
 
- С пересечением границ как-то решен вопрос для наших яхтсменов?
 
- Да, слава богу в Калининграде он решен, наверное, самым щадящим образом. В других городах ситуация сильно хуже – для оформления яхт нужен агент, оформление яхты для выхода ее за пределы Российской Федерации сродни оформлению какого-нибудь тяжёлого линейного крейсера или "Крузенштерна". В Архангельске около 15 тысяч рублей стоит услуга агента по оформлению границ. В Калининграде этого нет, заявка в пограничные службы отправляется теперь уже по телефону за четыре часа до выхода. Только вот мест оформления мало - в Балтийске и в Рыбачьем. В Пионерском есть пост, но им сверху запретили оформлять. Очень нужен был бы пункт оформления в Мамоново, так как небольшим яхтам идти в Балтийск небезопасно и далеко.
 
- А на Куршской косе?
 
- Там он не стационарный, поэтому нужно за сутки уведомить пограничную службу, чтобы они, видимо, собрали "тревожные чемоданчики" и приехали туда оформлять. Я думаю, со временем, когда яхт станет больше, каким-то образом нормализуется эта работа. В течение получаса-часа происходит оформление.
 
- Литовские СМИ недавно сообщали о регате, которая приурочена к открытию сезона в Клайпеде, и писали о том, что россияне отозвали все свои заявки. А калининградцы идут все-таки на эту регату?
 
- Обычно в Литву на регату у нас ходят три-четыре экипажа. Нам ближе и проще ходить в Польшу, так исторически сложилось. Мы выходим из Калининграда, за четыре часа доходим до Балтийска, там оформление, и через пять-шесть часов мы во Фромборке, если гоняемся на заливе, в Гданьске, если гоняемся на море.
 
А если мы говорим про Литву, то это втрое больше времени. Несмотря на многообещающие разговоры последних нескольких лет, маршрут по рекам через центр города так и не сросся, обычной яхте невозможно добраться из Калининграда по Преголе, по Дейме до Куршского залива. А морем навскидку около 80 миль до Клайпеды из Балтийска, за световой день такое расстояние пройти. Когда был пункт оформления в Пионерском, в Литву ходили часто. И к нам литовцы ходили. Летом в Ниде проходит большая регата "Кубок Куршского моря", вот туда чаще всего ходят калининградцы. Тогда и времени больше, и погода лучше.
 
- А вот есть какие-то детские регаты?
 
- Детских регат много, на поездки нужно время и средства. Мы дружим с парусной школой в Ниде, она старая, с очень хорошими традициями и хорошими яхтсменами. Есть новая школа, которая в Клайпеде три года назад открылась, с ней тоже дружим В июне планируем поехать на несколько дней в Ниду, провести учебно-тренировочный сбор с их командой и плюс несколько дней гоночных на Первенстве Литвы. А уже осенью поедем в Каунас на регату "Осенний ветер", очень хорошая, сильная регата, которая проводится более 40 лет. Еще две регаты в Польше хотим посетить.
 
- А в Каунасе где гоняют?
 
- Там большое водохранилище, удобное и безопасное место для занятий парусным спортом. У нас тоже был когда-то причал и часть школы на Верхнем озере. Это был бы и сейчас идеальный вариант для занятий с детьми. В прошлом году мы провели три регаты на озере Верхнем, так сказать, пробовали воду. Сейчас занимаемся согласованием размещения там начального отделения нашей школы.