В советские годы Калининградская область привлекала кинематографистов необычными локациями и особой атмосферой. В новом цикле публикаций «Клопс» вместе с автором проекта «Снято в Калининграде» Андреем Бойко и архивами «Мосфильма» вспоминает любопытные факты о работе известных режиссёров в регионе.
«Судьба человека»12+
В 1958 году Сергей Бондарчук впервые выступил как режиссёр, сняв экранизацию рассказа Шолохова «Судьба человека» и исполнив в ней главную роль. Картина получила международное признание и была названа лучшим фильмом года по опросу читателей журнала «Советский экран».
1. Съёмки шли в четырёх регионах
Съёмки фильма проходили не только в Калининграде, но и в других регионах страны. Киногруппа работала в Тамбове, Воронежской и Ростовской областях. Одной из ключевых локаций стало полуразрушенное здание Воронежской областной больницы — эти подлинные следы войны, запечатлённые в кадре, сегодня имеют статус памятника Великой Отечественной.
2. В фильме засветилась Преголя
Отдельные сцены были сняты с двухъярусного моста в Калининграде. В кадре, где поезд с героями проезжает через порт, хорошо видны стоящие у причала суда и старинный элеватор — этот промышленный пейзаж сохранился до сих пор.
3. На экран попал Астрономический бастион
Роль распределительного лагеря в фильме сыграл редюит Астрономического бастиона на Гвардейском проспекте. Это историческое здание, отлично сохранившее свой облик, неоднократно становилось кинолокацией в советские годы. В кадрах фильма также узнаются другие знаковые места Калининграда: руины башни Кафедрального собора и здание, где сейчас располагается музей изобразительных искусств (в прошлом — Дом культуры моряков).
4. Выгрузку пленных снимали на станции «Луговое-Новое»
Сцена прибытия военнопленных на советскую землю была снята на станции «Луговое-Новое», расположенной в юго-восточном пригороде Калининграда. Хотя сегодня это место выглядит немного иначе, его легко узнать по характерным архитектурным деталям
5. Некоторые здания из фильма не сохранились
В фильме запечатлены характерные послевоенные пейзажи Калининграда. Среди них особенно выделяются руины Лёбенихтской гимназии, стоявшей на месте нынешнего памятника морякам-балтийцам у перекрёстка Октябрьской и Московского проспекта. Эти выразительные развалины, сильно пострадавшие в войну, не раз привлекали внимание кинематографистов.
В других сценах мелькают узнаваемые объекты: разрушенный Королевский замок, уже несуществующий Зелёный мост через Преголю (его демонтировали при строительстве Эстакадного), а также Дом профсоюзов, на месте которого позже построили обычную панельную девятиэтажку.
6. По кадрам можно проследить, как изменился Калининград
Кадры фильма запечатлели безлюдную улицу, ведущую к зданию бывшего Штадтхалле (сегодня — Историко-художественный музей). В 1958 году эта местность действительно представляла собой пустынный район.
Отдельные эпизоды были сняты близ улицы Подполковника Емельянова. В то время там находилась дорога с мостом, который впоследствии демонтировали. Впрочем, характерные черты местного ландшафта остались узнаваемыми и сегодня.
7. Режиссёра выбрали не сразу
Михаил Шолохов изначально скептически относился к идее доверить экранизацию своего рассказа начинающему режиссёру. Однако Бондарчук, будучи фронтовиком, сумел убедить писателя — он подчеркивал, что личный военный опыт позволяет ему достоверно передать на экране суть произведения.
8. Шолохов лично приезжал на съёмки
Михаил Шолохов внимательно наблюдал за съёмками, но сознательно воздерживался от вмешательства в работу Бондарчука. На премьерном показе писатель неожиданно покинул зал до окончания фильма, что заставило режиссёра усомниться в успехе своей работы.
Однако вечером Шолохов позвонил признался, что был потрясён картиной до слёз. Именно поэтому он поспешил удалиться.
О первом фильме, снятом в Калининградской области — «Встрече на Эльбе»6+, — «Клопс» уже рассказывал.