Дата и место
Событие прошло 16 февраля - 31 марта / ArtGart Gallery |
О событии
Выставочный проект впервые объединяет живопись и графику молодого калининградского художника Мити Забелина, созданную за последние 10 лет. Это выставка — попытка обозначить реперные точки и показать систему обозначений на карте личной мифологии автора, которая имеет скрытую взаимосвязь с топографией города.
«Страх сам по себе лишь маркирует и предваряет вероятную встречу с ужасным. Может быть, страх — это монументальные торжественные пропилеи к чему-то бесконечно темному и непостижимому, находящемуся за пределами бытия», — пишет Митя Забелин.
Митя исследует влияние недавнего советского прошлого на наше настоящие, находя его следы в ландшафтах города и сознании современников. Его цель – сохранить и овеществить миф в «документе» − графической или живописной работе. Обращаясь к теме памяти, художник часто балансирует на грани достоверности и фантазии в попытке ухватить исчезающую реальность. Родной город Калининград становится идеальным местом для исследования памяти и забвения.
Пейзажные мотивы, несмотря на то что каждый из них имеет реальный прототип, увидены как будто во сне или в смутных воспоминаниях. Важная часть творчества Мити Забелина – размышления об отношениях между крошечным человеком, подобным пылинке или атому, и огромным пустым жестоким миром; отношениях между человеком и властью; о слабости человека и его готовности обманываться ради преходящих соблазнов. По мнению художника, окружающий мир – это «страшная и непонятная сказка без начала и конца, без правил и без сюжета».
Серия: окружающий мир
Окружающий мир — это все, что находится по ту сторону роговицы и над поверхностью кожи. Это среда, бесконечное непостигаемое пространство. Каждый из нас в нем — пылинка, атом, брошенный на произвол судьбы. Но порой, бесконечность сжимается в одну единственную точку, которая может оказаться, например, дверным глазком. Тогда железобетонная камера в панельном сооружении становится укрытием, а глазок, собственно, оком, окном в мир.
Работы на круглых подрамниках входят в серию «Окружающий мир», которая является в некотором смысле системой координат, легендой к топографическому плану местности и розой ветров. Каждый холст содержит в большей или меньшей степени элементы вымысла, фантазии и сказки. Но даже если фантастическое не лежит на поверхности, то использованный мотив предполагает некий выход за пределы реальности. Но что же это за сказка? Подсказки мы находим каждый день в самых неочевидных местах: необъяснимые поступки окружающих людей, повисшая в воздухе тишина, провалы и пустоты ландшафта, абсурд новостных сводок. Окружающий мир — страшная и непонятная сказка без начала и конца, без правил и без сюжета. Смотри и удивляйся.
«Поехали!» Закат первого в мире социалистического государства сопровождался возникновением интереса у позднесоветского человека к первобытному искусству, истории мировых религий, эзотерике, мистике, магии, паранормальным явлениям. Это были тщетные попытки удержать почву под ногами, найти хоть какой-то фундамент или основу, за которую можно держаться чтобы не провалиться в идеологический вакуум. Работа «Поехали» в какой-то мере иллюстрирует причудливые фантазии разума, оказавшегося на пороге выбора из множества путей.
...На фоне заходящего солнца, в небо взмывают две космические ракеты, подозрительно близко и параллельно друг к другу. В это же самое время на переднем плане в окружении подросших елей, перекрывая безликую коробку модернистского здания, на постаменте, вырезанном из рубинового гранита, в позе лотоса восседает бронзовый вождь мирового пролетариата, готовый к просветлению и постижению истинной нирваны. Он больше не принадлежит ни определенному социальному классу, ни конкретной эпохе, но находится одновременно везде: в прошлом, настоящем и будущем.
Однако не только мир жесток к человеку, но и человек к миру. Работы акриловой краской по картону справедливо можно отнести к жанру «Пейзаж безвременья». Лейтмотивом этой живописи служат следы присутствия человека: это и предметы (инвентарь, машины, иногда просто хлам) и объекты инфраструктуры, ландшафт. Митя считает, что руинированная и искалеченная среда — свидетельство общего неблагополучия, скрытых травм и затаенных обид. Его привлекают явления, вытесняемые в область социального бессознательного, последствия ошибок и неправильных траекторий, но в то же время все эти «помарки» остаются для него не только предметом пристального наблюдения, но и любования.
«Название выставки можно понимать двояко: это и позитивные коннотации, связанные с завершением какого-либо цикла или образованием некоей общности. И более мрачные ассоциации с замкнутым кругом, давлением, теснотой и концом. Однако мне больше нравится балансировать на периферии этих полюсов, тем более что многие мои работы соединяют в себе взаимоисключающие начала. Лично для себя я определяю эту выставку как отчетную за некий конкретный период, но это ни в коем случае не подведение итогов, ее появление скорее продиктовано стремлением собрать разрозненные темы вместе и найти в них общее», — рассказывает автор.