Дата и место
Событие прошло 1 ноября - 15 ноября / Онлайн |
О событии
Фестиваль Европейского кино снова объединит зрителей от Калининграда до Владивостока.
Фестиваль Европейского кино пройдёт онлайн с 1 по 15 ноября 2023 года и представит в своей программе самые заметные за последние несколько лет фильмы стран ЕС. Открытие фестиваля приурочено ко дню рождения Европейского Союза – 1 ноября 1993 года вступил в силу Маастрихтский договор, который положил начало экономическому и политическому объединению европейских государств.
Под эгидой Представительства Европейского Союза в России фестиваль проходит уже более 15 лет и во второй раз в онлайн-формате – в 2021 году за 32 дня было показано 27 фильмов, которые собрали перед экранами более 30 тысяч зрителей из 80 городов. В этом году было решено продолжить этот объединяющий опыт.
Слоган фестиваля этого года — «Кино объединяет!» — подчёркивает единство культур и интересов.
«В нынешние непростые времена эта тема представляется наиболее актуальной. Сейчас особенно важно находить новые возможности взаимопонимания. Доброта, семья, одна-единственная планета, общая история и общее будущее – вот наши главные темы, основанные на общечеловеческих ценностях. Крайне ценным кажется продолжать напоминать о них сейчас с помощью смелого, честного, драматичного, смешного, человечного – очень разного кино», – отметил посол Европейского Союза в Российской Федерации Ролан Галараг.
В программе Фестиваля этого года — 21 картина из Бельгии, Франции, Германии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Чехии, Дании и других стран ЕС, а также два фильма совместного производства российских и европейских киностудий. Все фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами. Их можно будет смотреть бесплатно и без регистрации.
На фестивале будет показано игровое, документальное и анимационное кино, участвовавшее в европейских и международных кинофестивалях, получившее высокую оценку критиков и завоевавшее признание зрителей. Все фильмы адресованы любителям не только качественного жанрового, но и авторского кино.
Комедии со смыслом
Поиск смешного — это лишь один из способов исследования окружающего мира. Концентрируясь на комическом, режиссёры предлагают взглянуть на важные проблемы современности. Так, итальянская комедия «Лёгкая жизнь» Орсо и Питера Миякава расскажет о людях разного возраста и жизненного опыта, которых объединило желание помочь нелегальному мигранту пересечь границу и воссоединиться с семьёй.
Финский режиссёр Мийя Терво в своей комедийной мелодраме «Аврора» следит за развитием непростых отношений между двумя совершенно разными по духу людьми. По воле случая, отвязная девушка, имеющая проблемы с алкоголем, и прожигающая жизнь на тусовках, встречается со смертельно больным эмигрантом, который пытается устроить спокойное будущее для своей маленькой дочери.
Трагикомедия «Мисс Виборг» Марианны Блихер посвящена теме одиночества и его преодоления. Это картина о том, как живущая по чёткому расписанию Сольвей начинает по-настоящему интересную, полную неожиданностей жизнь после знакомства с 17-летней соседкой-бунтаркой. Оказывается, что между ними, такими разными, гораздо больше общего, чем можно себе вообразить.
Социальные драмы
Фильмы кинофестиваля также затрагивают острые общественные темы. Как например, криминальная драма «И придёт огонь» Оливера Лаше, снятая в районе Серра-дус-Анкарес в Галисии и в 2019 году получившая Золотую пальмовую ветвь в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. В центре сюжета – жизнь Амадора Коро, который вернулся в родные края, отсидев срок в тюрьме за якобы устроенный пожар. Отношения с жителями не ладятся, ведь герой одержим огнём.
Лента «Олег» названа по имени главного героя, который приехал в Брюссель, чтобы работать мясником. После несчастного случая его увольняют и лишают всех социальных гарантий. Единственная для мигранта возможность продолжать сводить концы с концами – стать частью преступного мира. Эта реалистичная история отчаяния и безнадёжности получила в 2019 году Гран-при Национального конкурса Брюссельского международного кинофестиваля (BRIFF).
Острый социальный подтекст имеет и историческая драма Ивана Остроховского «Слуги». Действие разворачивается в 1980-е годы в Братиславе, где правительство пытается подчинить себе церковь. На фоне этого конфликта два ученика семинарии пытаются найти своё место в жизни.
История vs личность
Кино визуализирует влияние важных исторических событий на судьбы отдельных людей. Этой теме посвящены несколько фильмов программы фестиваля. Документальная драма «Детство Имада» исследует тему насилия. Ребёнок и его семья провели несколько лет в плену, где получили травматический военный опыт – теперь им нужно вернуться к мирной жизни.
«Товарищ ребёнок» — дебют эстонского режиссёра Моники Сийметс – похож на сказку, рассказанную шестилетней девочкой Леэло и основанную на реальном прошлом Эстонии советского периода. Маму ребёнка забирают люди в чёрном. Единственным близким человеком для девочки остается отец. Благодаря его честности Леэло быстро понимает, как нужно вести себя в мире, полном опасностей, где каждый человек в любой момент может стать врагом.
Военная драма «Уроки фарси» режиссёра Вадима Перельмана посвящена одному из самых драматичных эпизодов периода Второй Мировой войны – геноциду евреев. Бельгиец еврейского происхождения Жиль Кремье, попав в фашистский концлагерь, выдаёт себя за перса, чтобы сохранить жизнь. История обретает неожиданный поворот, когда герою поручают обучить фарси лагерного повара, который мечтает уехать в Иран и открыть там ресторан.
Биографическая драма Марии Шрадер «Стефан Цвейг: Прощание с Европой» рассказывает об одном из самых тяжелых периодов в жизни австрийского классика. Предчувствуя Вторую Мировую войну, он бежит из Европы в Рио-де-Жанейро. Найдёт ли писатель счастье в Новом Свете, когда его душа осталась в стране, захваченной Гитлером?
Драма чешского режиссёра Богдана Сламы «Земля в тени» рассказывает о том, как аннексия Чехословакии нацистской Германией в 1938 году изменила жизнь обычных людей. Каждый день им приходится делать непростой моральный выбор – служить злу, к которому окружающие становятся всё более равнодушными, или противостоять ему.
Основой драмы «Митра», снятой ирано-голландским режиссером Кавехом Модири, стала реальная история, случившаяся с матерью режиссёра. Главная героиня фильма одержима жаждой мести за казнь своей дочери. Спустя 37 лет, в Нидерландах, она сталкивается с женщиной, предавшей ее дочь. Но, встретив её и узнав получше, Митра меняет свои планы на более мирные.
Фильмы о поисках своего места в мире
Герои фильмов фестиваля жаждут счастья и ради него они готовы на радикальные перемены. Анимация Нуно Беато «Демоны моего дедушки» объединит перед экраном всю семью — это история девушки, которая потрясена смертью близкого человека и, чтобы восстановить душевное равновесие, возвращается в родные места. Драма получила Гран-при на фестивале анимационного кино в Португалии «Cinanima».
Главная героиня комедии «Рамона» режиссёра Андреа Баньи, напротив, переезжает в город, где надеется обрести счастье. Мадрид кажется молодой, жизнерадостной и полной сил Рамоне идеальным местом, чтобы начать карьеру актрисы и устроить благополучную личную жизнь. Череда счастливых случайностей открывает перед ней радужные перспективы, но сомнения в себе грозят всё разрушить.
Режиссёр Габор Рейш в своей комедии «Плохие стихи» показал, как искусство может помочь найти себя обычному человеку. Такому, как сценарист рекламного агентства Томаш, которого бросила возлюбленная. Переживая утрату, он начинает погружаться в своё подсознание, и его накрывает калейдоскоп воспоминаний.
Режиссер Раду Чорничук в своём документальном фильме «Акаса, мой дом» рассказывает историю цыганской семьи, проливая свет на жизнь национальных меньшинств в современной Европе. Двое взрослых и девять детей долгое время прожили в заповедной глуши, не имея доступа к благам цивилизации. В один прекрасный день они возвращаются в Бухарест, где им предстоит восстановить социальные навыки.
Кино как путешествие
Кино даёт зрителям возможность увидеть разные уголки планеты, характеры героев раскрываются с новых сторон по мере того, как меняется местность. Такова драма «Китобой» Филиппа Юрьева. Главный герой фильма — чукотский подросток — решается переплыть Берингов пролив, чтобы встретиться с любимой девушкой из США, которую он знает исключительно по встречам в эротическом видеочате.
Комедийное роуд-муви «Король бельгийцев» Петера Бросенса и Джессики Хоуп Вудворт рассказывает о почти невероятном приключении монарха Николаса III на Балканах. Путешествие, которого не должно было случиться, показывает нам совсем другого короля, такого, какой он есть, без прикрас и условностей протокола.
Кино о любви и семье
Режиссёры исследуют общепринятые проявления и неочевидные стороны любви. Например, драма «Сан-Ремо» Мирослава Мандича посвящена любовной ностальгии. Бруно живёт в доме престарелых и больше всего хочет вернуться в прошлое – к жене и собаке, которых, к сожалению, больше нет.
Драма «Бегунья» посвящена самоотверженности, инспирированной любовью. Мария ищет пропавшего Витаса, страдающего психотическим расстройством. Она готова на всё, чтобы удержать возлюбленного от непоправимой ошибки.
Драма Тони Мишиали «Пауза» посвящена оборотной стороне брака. Когда из него уходят любовь и уважение, отношения супругов становятся гнетущими. В этом приходится убедиться главной героине – домохозяйке средних лет, которая начинает вести себя непредсказуемо, когда в её жизнь снова возвращается сильное чувство. Но уже к другому мужчине.
Фильмы фестиваля доступны для просмотра в онлайн-кинотеатре COOLPLAY, который известен своими тематическими фестивалями и показами фильмов на языке оригинала с русскими субтитрами.
Больше информации на официальном сайте Фестиваля Европейского кино.