Театр
Балет

Балет "Жизель"

Балет
Жанр: Балет

Дата и место

Событие прошло 23 февраля 2021 г., 19:30 / Драмтеатр

О событии

Балет в двух актах/ гастроли "Русского национального балета", г. Москва.

Премьера спектакля была показана в июне 1841 года. Несмотря на знойное летнее марево, весь Париж собрался в театре Гранд—опера. Зрители пришли оценить достоинства нового балета, в работе над которым объединились Адольф Адан— один из самых модных композиторов Парижа, прославленный поэт Теофиль Готье и модный сценарист Жюль—Анри Сен—Жорж, плодовитый хореограф Жан Коралли и его соперник Жюль Перро (его имя даже не попало в премьерные афиши).

"Жизель" —трогательная история любви пейзанки и знатного дворянина, переплетясь с поэтичным славянским поверьем о девушках, умерших до свадьбы и по ночам поднимающихся из своих могил, чтобы утолить не исчерпанную при жизни страсть к танцам, отлично вписывалась в романтическую атмосферу эпохи. Сюжет давал также возможность создать на сцене роскошное зрелище с многочисленными выходами, танцами, шествиями и фантастическими полетами. Этот пестрый стиль издавна культивировался европейским балетом и был любим публикой. Однако, отошел в прошлое романтизм. Вместе с ним, как казалось в Европе, канула в воспоминания и "Жизель". Век отдал предпочтение шумным праздникам, пышным феериям и торжественным парадам. И всё же "Жизели" суждено было пережить свою эпоху. Более того — превратиться в спектакль—легенду, остаться бесспорной вершиной романтического балета.

Через год после парижской премьеры, в 1842 году, "Жизель" была показана в Петербурге, чуть позже — в Москве. С тех пор этот балет никогда надолго не покидал русской сцены и обрел выдающихся исполнительниц заглавной роли, чья слава затмила славу первой Жизели — знаменитой Карлотты Гризи. Из сентиментально—красивой истории об обма­нутой любви «Жизель» постепенно превратилась в поэму о доверии, которое было предано, и любви, которая оказалась сильнее смерти.

На петербургской и московской сценах "Жизель" неоднократно усовершенствовали. Сначала это был один из авторов балета — Жюль Перро, затем — Мариус Петипа. Они отсекли от спектакля все несущественное, второстепенное, чтобы приковать внимание к сути драмы. Величие любви, убить которую невозможно, и очищение человека, возвышенного и просветленного этим чувством, стало главной темой "Жизели". С той поры балет оставался почти в неприкосновенности, столь безупречны казались его драматургия и хореография.

Однако даже совершенные спектакли меняются в соответствии со вкусами и настроениями времени. И современные хореографы неизменно стремятся подчеркнуть в "Жизели" всё новые и новые нюансы, но при этом стараются не повредить веками испытанную на прочность хореографическую ткань спектакля.

Это событие в СМИ