17:48

Штраус и Коринфские колонны: история драмтеатра. Спецпроект Клопс.Ru "Осколки Кёнигсберга"

  1. Новости
Сегодня мы расскажем кое-что интересное о знакомом всем здании областного драматического театра, что расположился на проспекте Мира. Это, пожалуй, самое узнаваемое сооружение в городе, многие в нем не раз бывали на театральных постановках, но немногие знают, что его современный вид ничего общего не имеет с довоенным обликом эпохи Кенигсберга.
 
Новый театр Луизы — Neue Luisentheater

Время строительства: 1911—1912 годы.

Адрес расположения: Königsberg, HufenAllee / Hansaring, 2 — Калининград, пр-т Мира, 4.

Архитектор: Вальтер Кукук. Заказчик — Мартин Кляйн.
 
 
Историческая справка
 
Разговор о театральной жизни Кёнигсберга необходимо начинать с оперного театра у Paradeplatz. Он был очень популярен среди горожан. Его тогдашний репертуар отличался провинциальностью: при полных залах шли выступления местного симфонического оркестра. Особенно почиталось композиторское трио: Бах, Бетховен, Брамс. В 1884—1891 годах оперный театр возглавлял Ф. Вейнгартнер — один из создателей школы дирижёрского искусства в Европе. Именно благодаря ему жители города впервые познакомились с творчеством таких русских композиторов, как Чайковский и Бородин.

Периодически в Кёнигсберге бывал композитор с мировым именем Рихард Вагнер. Основными слушателями и зрителями были бюргеры с семьями. И театрам приходилось идти в ногу со временем. Это чувствовалось во всём — начиная от интерьера (тяжеловесный красный плюш с позолотой, массивные кресла и пиво в буфете) и заканчивая самим репертуаром театра. В 1909 году городской театр торжественно отметил своё столетие.
 
К 1912 году в Кёнигсберге существовало три театра: упомянутый выше оперный, драматический (открывшийся в 1912 году, впоследствии он стал называться Театром Восточнопрусской земли), Луизен-театр — местный опереточный. Последний находился на HufenAllee, вблизи зоологического сада (там, где сейчас располагается областной драматический). Владельцем его был известный в Кёнигсберге директор Мартин Кляйн, а шли на сцене, как правило, сентиментальные водевили немецких композиторов — приличные и пригодные для семейного просмотра. А когда по Версальскому договору город Тильзит оказался поделённым на две части — по реке Неман, тамошний небольшой городской театр стал называться Восточнопрусским пограничным.
 
Драматический театр (Schauspielhaus) вначале выступал на сцене Росгартенского Пассажа, а в 1927 году переехал в здание бывшего опереточного Театра Луизы на Hufenаllee, 2 (нынешний проспект Мира, там, где сейчас располагается областной драматический). Как таковой Театр Луизы просуществовал очень недолго. А вот помещение, построенное для него, пригодилось театральным новаторам: на его базе была создана ещё и труппа “Комическая опера”. Кстати, в 1917 году — к 175-летию Гофмана — здесь была проведена Неделя Гофмана: шли многочисленные спектакли по его произведениям. В самом начале Первой мировой войны городской театр предоставил свои помещения под лазарет, и назад он вернулся только в 1918 году.
 
А в 1924-м труппы городского и драматического театров объединились. Иначе в условиях Веймарской республики им было не выжить. Так был образован Восточнопрусский земельный театр. Он располагался в здании бывшего Городского театра на Theaterplatz, 1. Весной 1927 года во время премьеры оперетты “Кавалер Розы” у дирижёрского пульта стоял сам композитор Штраус.
 
Сооружение Нового театра Луизы было частным. Новый театр должен был служить лёгкой музе, поэтому после перестройки в 1923 году его назвали Комической оперой. Эта перестройка, ставшая следствием экономических трудностей инфляционного периода, не уберегла театр от новой катастрофы. В конце концов городская администрация взяла на себя полномочия и провела разделение: старый городской театр теперь отвечал за исполнение опер и оперетт, а в новом (называемом также сценой для камерного исполнения) с того момента шли только драмы и комедии. По выбору стройплощадки можно видеть, какое значение приобрёл Хуфен уже в 1911 году. Большая часть публики уже тогда жила в новом предместье вилл. Строительство начали на некотором расстоянии от Штайндаммских ворот после их сноса.
 

Строительное описание

Реконструкция отдельных фаз строительства изучена мало, нельзя даже установить состояние после последней перестройки в 1927 году, так как не удалось найти старые чертежи. В распоряжении имеется только советский чертёж по обмерам, выполненный в 1987 году. По нему был выполнен план, который показывал предположительное состояние несущей стены после её последней перестройки в 1927 году. Тогда за входным фронтом было просторное фойе. Оттуда лестницы (расположение которых неизвестно) вели в верхнее фойе.

Закреплено расположение обводных стен помещения для зрителей. Сценическая постройка, видимо, осталась ещё от самого первого здания. Первоначальное положение и тогдашнее использование примыкавших помещений, однако, остаются неизвестными. И внешние очертания сценического блока были изменены при перестройке. По небольшому количеству фотографий 30-х годов можно понять, что прежний сценический блок был расчленён сильнее (что частично являлось следствием различных перестроек). Первоначальный передний фронт постройки 1912 года (Вальтер Кукук) имел портал с шестью тяжёлыми колоннами. На крышу можно было ступить, как на балкон, из верхнего фойе. Из крыши выглядывала широкая башня, не выдававшаяся за конёк крыши. При перестройке под Комическую оперу портал исчез — и фронт был расчленён по вертикали 10 простыми пилястрами, шедшими через два этажа фойе.
 
При перестройке в 1927 году облик, в соответствии с концом 20-х годов, был оформлен прагматичнее и проще, но не в стиле баухауса, а более традиционно: с высокой черепичной крышей (из которой была удалена разухабистая башня) и высокими, но очень узкими окнами на верхнем этаже. Тонкий навес, который несли массивные колонны, образовывал по всей длине открытый вестибюль. По южной стороне располагалось кафе “Трокадеро” — пристройка с плоской крышей. Окружавший сцену с трёх сторон тракт здания имел ту же высоту, что и здание фойе. Из него до сих пор выдаётся более высокий объём сцены — однако с крышей меньшего наклона.
 
Во время налёта английской авиации на город в 1944 году здание Луизен-театра получило значительные повреждения: была разрушена крыша и часть несущих конструкций. Оно стояло в руинах в плоть до конца 1950-х годов. Разработкой проекта восстановления занимался в конце 50-х годов проектный институт “Гипротеатр” из Москвы. Исполнение его осуществляло строительное управление Балтийского флота. Таким образом, проект пришёл прямо из столицы — Москвы (как прежде — из немецкой столицы, Берлина), показав в своём оформлении любовь к роскоши сталинской эры. Так как театр сгорел и стояли только главные стены (часть из них тоже обвалилась), использовались только самые важные элементы стеновой конструкции, ширина была незначительно уменьшена по обеим продольным сторонам. Так и возник простой, но опробованный тип театра на 930 мест.
 
В общем, строительное тело с обратной (западной) стороны при восстановлении в 1960 году было упрощено с повышением этажности. Подвал при восстановлении был частично засыпан.

Что касается любви к роскоши, то прежде всего критике подвергается мощный портик в стиле неоклассицизма с его шестью тяжёлыми коринфскими колоннами. Однако, предпринимая такого рода оценку, надо помнить, что архитектурный монумент именно на этом месте Хуфеналлее не был выдумкой только московских архитекторов, вдохновение черпалось отнюдь не издалека. Расположенный в 200 метрах портик Высшей почтовой дирекции (ныне здание штаба Балтийского флота) был закончен в 1916 году. В драмтеатре достаточно точно были переняты его пропорции (а также такие детали, как ряд зубцов). Только вместо ионических были взяты более богатые коринфские колонны.
 
 
Краткая характеристика периодов существования здания

В 1911—12 гг. построен в качестве Нового театра Луизы. Заказчик — Мартин Кляйн, архитектор — Вальтер Кукук.
В 1923 г. перестроен под Комическую оперу Дюмонтом ду Войтелем.

В 1925 г. куплен администрацией Кёнигсберга. Перестроен в деловом стиле. Внутренний интерьер оформлен Оскаром Кауфманном из Берлина (980 мест). В пристройке с плоской крышей на юге — кафе “Трокадеро”.

В 1927 г. открыт как Новый драмтеатр.

В 1944—45 гг. сильно разрушен.

В 1960 г. выстроен на прежнем месте с использованием стоящих стен, пристройка портала с коринфскими колоннами (выполнена строительным управлением Балтийского флота, руководитель проекта — Кухтененков). Архитектор — Атанов из Москвы.

 
История здания биржи (ДКМ)
История Немецкой восточной ярмарки
История здания "Эпицентра"
История Южного вокзала
История здания БФУ на Университетской
История здания КМРК
История бывшего ОВД на Клинической
История Областной библиотеки