10:23

Из калининградского центра временного содержания 11-летний школьник вернулся с побоями

  1. Новости

29 марта Полесский городской суд отказал в иске районному отделу внутренних дел. Полицейские просили определить одного из жителей городка в калининградский Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Собственно, 11-летний Никита уже пробыл там сутки, но правоохранители хотели бы видеть школьника там и дальше.

Дорога дальняя, казенный дом

– Утром 24 марта к нам домой пришли две сотрудницы Инспекции по делам несовершеннолетних, – рассказывает Татьяна, мать мальчика. – И распорядились, чтобы я с Никитой к 16 часам явилась в ОВД.

Допрос, как и положено, состоялся в присутствии матери. Татьяна узнала, что неделю назад Никита в школе сильно толкнул одноклассницу. Настя упала и сильно ушиблась. И вот теперь юному полесчанину предстояли дорога дальняя и казенный дом в Калининграде.

– В ответ на вопрос, а что будет, если я откажусь, пообещали: тогда заберем прямо из школы, – продолжает Татьяна. – Как я ни упрашивала не увозить сына, как ни плакала, они стояли на своем. Что делать, пришлось смириться. Никогда себе этого не прощу…

Материнские эмоции объясняются просто. Когда Никита вернулся из Калининграда, на его теле Татьяна обнаружила синяки. Мальчишка рассказал совершенно невероятные вещи. Мол, едва он успел переступить порог Центра, как к нему подошел один из воспитателей и… пнул ногой так, что Никита отлетел к стене. От такого своеобразного "добро пожаловать" обалдел даже сопровождающий полицейский.

– Ты бы хоть подождал, пока я уеду, – попенял он суровому коллеге.

Но тот пренебрежительно отмахнулся – мол, не бери в голову. Если верить школьнику, пинки и удары по почкам в ЦВСНП были рутинной практикой обращения персонала с малолетним спецконтингентом. Поэтому перспектива провести там достаточно длительное время по-настоящему ужасала. Спас, как уже говорилось, суд, посчитавший, что наставить пацана на путь законопослушания можно и в его родном городе.

Стоит оговориться: информация об избиении школьника блюстителями порядка официально пока не подтверждена. Но в заявлении матери Никиты, которое та направила на имя начальника областного Управления внутренних дел, Татьяна просит наказать обидчиков ее сына.

А как вообще получилось, что к полесскому школьнику применили, по сути, крайнюю в подобных ситуациях меру? Ведь подразумевается, что сомнительной чести загреметь в ЦВСНП удостаиваются только малолетки, на которых семья и школа окончательно поставили крест.

А учителя-то не знают…

Отношения со сверстниками у Никиты, действительно, сложные. Самого крупного и сильного парня в классе откровенно побаиваются. Тем более, что он пускает в ход кулаки, даже когда ссору вполне можно было бы разрешить миром.

– Сын мне никогда не врет, и я кривить душой не хочу: он не дерется, а просто бьет, – признает Татьяна. – И ту девочку Никита специально толкнул, а не как бывает, когда дети носятся на переменах. Уж не знаю, чем она его так обидела…

Одноклассники в ответ склонны обвинять хулигана во всех проступках – как действительно имевших место, так и тех, которые он не совершал. Осознание того, что ты в любом случае, скорее всего, будешь крайним, ангельскому поведению, понятное дело, не способствует.

– И до последнего случая на этого школьника неоднократно жаловались родители других учеников, – подтверждает инспектор по делам несовершеннолетних Полесского РОВД Ольга Михайлова. – Сначала директору учебного заведения, а затем и нам. Заявления официально зарегистрированы, и по ним необходимо было принимать меры. В соответствии с ведомственным приказом, Никита по ходатайству начальника райотдела мог быть помещен в ЦВСНП не более чем на двое суток. Мальчику еще повезло, что не достиг возраста уголовной ответственности. Будь он совершеннолетним, попал бы под статью УК за нанесение побоев.

А вот для завуча Натальи Котовой известие о том, что произошло с ее учеником во время весенних каникул, похоже, оказалось неприятным сюрпризом.

– Да, в конце марта со мной говорила школьный инспектор полиции, говорила, что на Никиту много жалоб, пора уже что-то делать. Но я и не думала, что его намерены куда-то там определять, – говорит он.

Обратный эффект

Наталья Николаевна, которая преподает в том самом пятом классе русский язык и литературу, вовсе не считает этого своего ученика таким уж отпетым.

– Да, в этом году мама Никиты дважды беседовала с классным руководителем, была на школьном совете по профилактике, жаловалась, что в отсутствие отца (тот ходит в море) не справляется с сыном, – вспоминает учительница. – Но в отличие от многих других родителей она по первому же зову приходит в школу. То есть, старается решить проблему. Да, мальчик сложный, но ведь простых детей вообще не бывает. Никита обладает вполне нормальным интеллектом, нужно только уметь его заинтересовать. Кстати, школу он посещает очень охотно. Все предыдущие его конфликты с одноклассниками мы старались разрешать в своих стенах. Знаю, что некоторые родители очень не любят этого мальчика и были бы рады, например, его переводу в другое учебное заведение. Но я не приемлю позицию "пусть где угодно будет, только не у нас". Поэтому, если бы спросили мое мнение, я была бы против его помещения в центр… Как, говорите, он называется?

Что ж, похоже, родительская общественность сумела добиться, чтобы "органы" приняли меры. Взрослых дядей и тетей вполне можно понять: одни переживали за своих детей, другие исполнили служебные обязанности в соответствии с буквой закона. Результат, правда, (особенно если ужасный рассказ мальчишки найдет подтверждение) вышел какой-то сомнительный.

"Когда папаша… лупцует сынка и приговаривает: "Я тебе, сволочь, подерусь!" – понятно, что парень вырастет скуловоротом". Это произнес старый мудрый учитель из повести Юрия Полякова, опубликованной 25 лет назад. Причем в книге фигурирует родной родитель. Думается, когда кулаком (или ногой) вразумляет и вовсе чужой дядька, обратный эффект обеспечен вдвойне.

– Знаете, в чем мне сын признался после возвращения из Калининграда? – спрашивает Татьяна. – Говорит: "Мама, если б ты знала, как я их всех теперь ненавижу!"

P. S. "Комсомольская правда – Калининград" надеется, что представители областного Управления внутренних дел прокомментируют факты, приведенные в данном материале, и изложат свою версию событий.