Текст: Яна Тимошенко
Фото: Роман Городко
Первая очередь «исторической» застройки, несущей функции этнографического и торгово-ремесленного центра, была реализована в 2007 году. В комплекс вошли две гостиницы, смотровая башня, информационный центр, кафе и рестораны, спортивно-развлекательный центр и Юбилейный мост.
Появление второй части комплекса – не сиюминутное решение, продолжение застройки «островка позапрошлого века» планировалось изначально, но постоянно откладывалось. В 2013 году администрации Калининграда пришлось буквально отвоевать у Министерства обороны 64 сотки, покрытые развалинами и заросшие травой, на которых и должно было расположиться продолжение Рыбной деревни. Участок территории был передан Корпорации развития туризма, которая, в свою очередь, выступила заказчиком конкурса на разработку архитектурной концепции комплекса.
Жюри и конкурсанты
По условиям конкурса, объявленного в начале апреля этого года Калининградским отделением Союза архитекторов России, особых требований к участникам не предъявлялось. Они должны были иметь высшее образование, соблюдать заданный исторический вектор, позаботиться о набережной Преголи и туристах, которые наводнят город в период чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Прием заявок, отбор работ и выявление победителя происходили по хорошо зарекомендовавшей себя схеме. Каждой работе был присужден код, и жюри, состоящее из 10 членов, выбирало «вслепую», и только на открытии выставки вместе с посетителями, включая главу города Александра Ярошука, узнало имена и «географию» победителей. Всего на конкурс поступило 27 работ от архитекторов Калининграда, «большой» России, Минска, Киева и Роттердама.
В состав жюри вошли представители Корпорации развития туризма в Калининградской области, председатель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин, главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне, председатель Калининградского отделения Союза архитекторов России Олег Купердяев и члены Союза – Сергей Лебедихин, Алексей Архипенко, Олег Васютин, Петр Черненко. Председательствовал Александр Скокан, архитектор из Москвы, руководитель проектного бюро «Остоженка». Разногласий среди судейства не было, жюри было настроено единодушно, и Скокан огласил тройку победителей в обратном порядке: третье место присудили студии из Санкт-Петербурга, второе – мультинациональной архитектурной группе из Роттердама, первое место занял минчанин Сергей Фурдуй. По оценкеСкокана, минчанин предоставил «самый убедительный и стилистически выверенный проект с ганзейскими чертами, нечуждыми русской истории». Не дослушав комментарии московского архитектора, все присутствующие ринулись искать стенд с работой Фурдуя.
Тройка победителей
Проект-победитель предложил появление административной, жилой, туристической и прогулочной зон и учел все пожелания заказчиков конкурса: предусмотрено и благоустройство набережной, и причал для яхт, и гостинично-жилой комплекс с апартаментами, и парковка. Стилистически он более перекликается с хорошо знакомой калининградцам архитектурой Гданьска и Кафедральным собором, который будет находиться в поле зрения посетителей этой части комплекса, чем с первой очередью Рыбной деревни.
Как отметил в своей речи Скокан, «проект совпал с историческими корнями этого места – традиционный красный кирпич, готические силуэты и большие витражи напоминают кенигсбергскую архитектуру. При этом предусмотрены комфортные жилые дворы, изолированные от активной городской жизни». Публикой же стеклянно-кирпичный готический квартал с водным амфитеатром и детскими площадками был воспринят неоднозначно. Местные архитекторы, прибывшие на оглашение результатов, соискатели, неравнодушные калининградцы, студенты и представители СМИ активно упражнялись в подборе наиболее подходящего эпитета для победившего проекта: «Гданьск», «под Европу», «готично»... Надо отметить, ситуация типичная, нечто похожее происходило во время открытия первой очереди Рыбной деревни, когда калининградские архитекторы отнюдь не на «ура» восприняли «этнографичность» торгово-промышленного центра. Между тем, удачный или неудачный, этот проект стал-таки излюбленным местом не только для туристов, приезжающих в Калининград за «связью времен», но и для местных жителей, и даже зимой здесь всегда многолюдно.
Связь времен
Проект Сергея Фурдуя поддерживает тему связи времен и последние тенденции «исторической» застройки Калининграда, сочетая – без всякого сарказма – старый Кёнигсберг и современный калининградский «хай-тек».
Судящие же победителя, кажется, забывают о том, где именно будет располагаться вторая часть комплекса Рыбной деревни. А напомнили об этом голландцы, обладатели второго призового места, включив в свой несколько футуристичный проект вид на серые многоэтажки – произведения советского панельного зодчества. В преддверии ЧМ-2018 их наверняка облагородят, но дух советского времени останется все равно. В целом проект голландцев выглядит сюрреалистично – светлые постройки с острыми углами и балконами«сотами», плавучими павильонами, площадкой для занятий йогой и синтетической травой имеют мало чего общего с первой очередью и заявленной «исторической» направленностью.
Петербуржцы, представившие проект, занявший третье место, «напроектировали» целый небольшой европейский городок, поделенный на зоны. Главе города Александру Ярошуку полюбилось это решение с надземной стеклянной галереей, соединяющей корпуса комплекса. Градоначальника осадили – «дорого это слишком».
Итоги и перспективы
Как бы то ни было, как было неоднократно заявлено в течение мероприятия и членами жюри, и его председателем, конкурсы такого рода проводятся не для того, чтобы получить безоговорочный результат, а чтобы выявить лучшие предложения и собрать их воедино. Без сомнения, все 27 работ, представленные на выставке, предложили достойные идеи, которые будут приняты во внимание при разработке итогового проекта. Первым пунктом из списка предстоящих построек значится возведение гостиницы, готовой принять гостей города в период чемпионата мира по футболу в 2018 году, ее сдача назначена на 2017 год.
А пока минчанин Сергей Фурдуй получил премию в размере 500 тысяч рублей и преимущественное право при заключении договора на дальнейшее проектирование Рыбной деревни.
Петр Черненко,
член жюри конкурса,
член Союза архитекторов России:
– При выборе призовых работ субъективное «нравится – не нравится» практически не использовалось, жюри оценивало работы по десяти критериям Положения о конкурсе, которым они должны были соответствовать, проставляя баллы от 1 до 5. Среди критериев значились качество предлагаемой среды, включая окружение, соответствие требованиям задания, в том числе по технико-экономическим показателям, запоминающийся «водный фронт» (это был один из основных критериев оценки). В состав жюри вошли архитекторы разных специализаций, в процессе выбора они делились мнениями, пытались переубедить друг друга. Проект Фурдуя занял первое место, как наиболее соответствующий заданным критериям – работа минского архитектора удовлетворила потребностям заказчика и месту размещения будущего объекта. Второе и третье места имеют небольшой разрыв по баллам.