16:48

Дети, дачники и курильщики отравили жизнь тысячам калининградцев

  1. Новости
В 2014 году пожары в полях в Калининградской области начались на две недели раньше обычного. В минувшие выходные пожары были зафискированы почти во всех районах области, за исключением Куршской косы: всего за три дня сгорело 600 тысяч квадратных метров. Кто и как борется с весенним палом, выяснял корреспондент "Клопс.Ru".

Каков масштаб бедствия?

По данным МЧС, в этом году из-за ранней весны первый случай пала травы был зарегистрирован еще 2 февраля. Только за минувшие выходные выгорело более 260 гектаров, огонь обошел только территорию национального заповедника Куршской косы. Сотрудники постоянно контролируют ситуацию и предупреждают возможные возгорания, получая информацию со спутника.  Если случится пожар, его будут тушить 42 человека.
 
За весь прошлый год только сотрудники МЧС выезжали на тушение полыхающих полей более 900 раз. Чаще всего с сухой травы огонь перекидывался на сараи местных  жителей. Однажды, по сообщению пресс-службы МЧС, в Багратионовском районе оплавились трубы для прокладки газопровода, более крупных ЧП не было.
 

Кто поджигает?

Руководитель Центра по тушению пожаров при областном Лесном агентстве Вячеслав Радюшин сообщил, что существует четыре основных причины возгораний:

− выброшенные из окон автомобилей окурки,
− непотушенные костры в лесу,
− костры на территориях садовых обществ, которые разводят сами дачники. Огонь быстро распространяется по окрестным полям, 
− детские шалости.
 
Жительница поселка Красноторовка Зеленоградского района Юлия Бутко рассказывает, что в выходные было невозможно выйти на улицу из-за гари и копоти.
 
− Тушить бесполезно, через время опять поджигают. Мы просто закрываем окна, стараемся лишний раз во двор не выходить. Соседи кур и гусей не выпускают из сарая, коров  не выводят в поля, − говорит девушка. −У нас в поселке чаще всего детвора занимается поджогами, а позже дачники. Если видим, что кто-то костер жжет, делаем замечание, но все бесполезно.

Может, это полезно?

По словам Вячеслава Радюшина, бытующее мнение о том, что старую траву в полях необходимо сжигать, спорное:
 
− Неконтролируемые сельскохозяйственные палы запрещены законом: огонь может перекинуться на леса и населенные пункты. Вреда пал приносит больше, чем пользы. Если подобные мероприятия и проводятся, то только под наблюдением сотрудников нашего центра, чтобы огонь не распространился за пределы контролируемой территории.
 
Несколько лет назад волонтеры Гринпис проводили опрос жителей Центральной России относительно пользы и вреда от сжигания сухой травы. 40% опрошенных считали, что зола удобряет почву, 23% ответили, что после пожара молодая трава вырастет быстрее и лучше. Однако исследования показали, что травяные палы приводят к снижению плодородия почвы и нарушению экосистемы. 

Кто тушит?

На борьбу с огнем выезжают несколько служб, в зависимости от того, на какой территории произошло возгорание, − МЧС, центр по тушению лесных пожаров либо управление ГО ЧС по Калининграду.
 
Неравнодушные жители области собирают через социальные сети добровольные дружины, чтобы помочь не только людям, но и животным, которые гибнут в огне и дыму. В минувшие длинные выходные волонтеры несколько раз выезжали на пожары. 

Как бороться с поджигателями? 

За минувшие выходные только сотрудники центра по тушению лесных пожаров 35 раз выезжали на ЧП: огонь от полыхающей травы мог перекинуться на леса. По словам руководителя центра Вячеслава Радюшина, у его предприятия нет никаких других функций − ни карательных, ни предупредительных. 
 
− Например, отобрать спички на входе в лес, мы не уполномочены, − образно подытожил Вячеслав Радюшин.
 
По его словам, в Калининградской области установлены всего 13 видеокамер, каждая охватывает от 17 до 30 километров. Они установлены в самых проблемных местах, где земля годами не обрабатывается и зарастает травой. В этих районах есть прямая угроза возгорания леса. Камера реагирует на задымление и передает информацию в центр, где оператор слышит звуковой сигнал. О пожаре сообщают на ближайшую пожарную станцию.
 
Чтобы оградить лес от огня, нужна так называемая минерализованная полоса.  Ответственность по ее прокладке лежит на арендаторах лесов. На сегодняшний день в аренду сданы 87% лесных угодий региона, однако далеко не все арендаторы торопятся защитить свои владения. 
 
С 11 марта в области  началась операция "Пал". Ее цель – профилактика и выявление поджигателей.
 
− Сотрудники МЧС совместно с полицией будут проводить рейды по наиболее пожароопасным участкам, − заявили в пресс-службе МЧС. – С дачниками будут проводиться беседы, нарушителям выпишут штрафы.
 
В областной административно-технической инспекции уточнили размер штрафов за поджог травы: для физических лиц − от четырех до пяти тысяч рублей, для должностных − от 40 до 50 тысяч рублей. Если поджог нанес ущерб зданиям, сооружениям или лесному фонду региона, то могут применяться нормы Уголовного кодекса.
 
По словам начальника организационно-правового отдела инспекции Александра Лузана, установить поджигателя достаточно сложно. Даже если огонь с дачного участка распространился за его пределы, поймать виновного за руку практически невозможно.
 
− Хозяин  может даже через суд доказать, что огонь перекинулся на его участок впоследствии и он оказался пострадавшей стороной, − заявил Лузан.
 
По данным пресс-службы регионального управления МВД, в 2013 году было составлено всего пять протоколов по факту поджога сухой травы в Краснознаменском и Нестеровском районе. С начала этого года удалось поймать с поличным только одного поджигателя в Гурьевском районе.
 
Несколько лет назад полиция Полесского района возбудила уголовное дело в отношении 23-летнего местного жителя. Молодой человек поджег кучу мусора. Огонь перебросился на ближайшую частную территорию с еловым молодняком, сгорели 922 елочки. Парню грозило от 150 тысяч рублей штрафа. Однако уголовное дело было приостановлено с формулировкой "за недостаточностью улик".

Брать пример с соседей?

 
Слева − поля в Калининградской области, справа − Литва.
 
− У нас полыхает вся область, а в Литве и Польше максимум одно-два возгорания. Связано это в первую очередь с тем, что там почти все поля обработаны – нечему гореть. В леса тоже просто так не заедешь, не зайдешь. Пикники можно организовать только на специальных площадках, где за непотушенный костер придется заплатить солидный штраф, − рассказал руководитель центра по тушению лесных пожаров Вячеслав Радюшин.
 
В Калининградской области, по данным на 2013 год, половина сельхозугодий заброшены. В некоторых приграничных районах, например, Нестеровском, пахотные земли используются всего на 10%, в других − Черняховском, Гусевском и Неманском − обрабатываются от 40% до 50% земель сельскохозяйственного назначения.
 
Председатель постоянного комитета по сельскому хозяйству областной думы Александр Никулин заявил, что ответственность в первую очередь лежит на собственниках земли, а не только на поджигателях.
 
− Часто люди покупают землю в качестве актива и не занимаются ее обработкой. В тех районах области, где сельское хозяйство развито в больше степени, проблем с возгораниями практически не возникает, потому что земля обрабатывается, − считает Никулин. − В региональном правительстве есть программа по вводу земель в оборот, но процесс идет очень медленно.