Новости
02.11.2011
13:10

На поиски рыбаков спасатели вышли через 12 часов

Жителей области потрясла трагедия, произошедшая 22 октября: в Балтике погибли четыре человека. В 10 часов утра катер «Марин-530» вышел в море в районе поселка Филино, что недалеко от Зеленоградска, и пропал. Вечером родные забили тревогу, но выйти в море спасатели смогли только через 12 часов. Обнаружили людей в 12 км от берега, погибшие мужчины дрейфовали вслед за полузатопленным катером. По факту гибели Калининградским следственным отделом на транспорте проводится доследственная проверка. Предварительные итоги озвучат через две недели.

Нашли за 17 минут

Как рассказывают друзья погибших, идти за треской рыбаки планировали давно. Все они были между собой знакомы: 51-летний Сергей Гордиенко, совладелец одного из ювелирных магазинов Калининграда, его зять, 27-летний Александр Дубчак, помощник калининградского транспортного прокурора, со своим отцом, 57-летним Виталием Дубчаком, и другом – владельцем катера 30-летним Денисом Мураховским. Это была их первая совместная рыбалка. И последняя... Сигнал о пропавших в море людях поступил спасателям в субботу вечером, в журнале диспетчера звонок фиксируется в 20.21. По словам близких, рыбаки не выходили на связь целый день.

– Я звонил Сергею в половине девятого утра, они ехали в Филино, – рассказывает друг одного из погибших рыбаков Павел Лаптев. – Потом набрал его номер в 13.20, телефон был недоступен. Тогда я подумал, что мобильник разрядился, а когда вечером они не вернулись на берег, забеспокоился. Стало ясно, что случилась беда, но надежда была, что ребята живы.

К поиску рыбаков подключился Калининградский морской спастельно-координацион-ный центр.

– Рыбаки вышли в море из Филино в 10 утра, – рассказал начальник морского спаса-тельно-координационного центра Виталий Цыхоцкий. – Точное их местонахождение было неизвестно, знали только, что искать нужно где-то в районе мыса Таран. Куда мы должны были направить спасательные корабли ночью? Авиация: МИ-8 МЧС и КА-27 Балтфлота – имеет средства поиска лишь визуальные, они могут работать только днем. Мы не имеем возможности искать людей ночью, на наших поисковых кораблях даже элементарной инфракрасной аппаратуры нет, которая бы реагировала на тепло.

Всю ночь центр готовил спасательную операцию. Были подготовлены к взлету два вертолета, поднять их в небо можно, только получив «добро» из Москвы, отправив в федеральное МЧС соответствующую заявку, на это и в экстренных ситуациях уходит несколько часов. К 9 утра в район мыса Таран зашли погранично-сторожевой корабль, катера «Генерал Улыбин» из Балтийска и таможенный «Дмитрий Шишков» из Пионерского. Поисковый катер ГИМС отправился на поиски вдоль побережья. В 9.25 над морем поднялся КА-27. Через 17 минут пилот доложил, что обнаружил перевернутый катер.

– Судно нашли в 12 км к северу от Пионерского, из воды торчал только его нос, в ста метрах находились тела двух рыбаков, чуть подальше – еще двух, – говорит Виталий Цыхоцкий, – они были в спасжилетах и дрейфовали вслед за полузатопленным катером.

Врезался в волну

Катер «Марин-530» может развивать скорость до 50 км/час. В Калининградской ГИМС говорят, что шли рыбаки на полном ходу. Потом был сильный удар. Об этом свидетельствуют разрушения корпуса судна: топливный бак полетел, приборная доска повреждена, палуба треснула и провалилась. Предположительно, катер врезался в волну, в тот день они достигали полутора метров, для маломерного судна – это уже шторм. Скорее всего, рыбаков выбросило из судна, а катер прошел еще около двух минут и заглох.

– Рассчитав скорость дрейфа и время, могу сказать, что произошло это практически сразу после выхода в море, – отметил Виталий Цыхоцкий.

– Главная причина трагедии – ошибка судоводителя, – пояснил старший госинспектор группы патрульной службы центра ГИМС Виктор Сапрыкин. – По закону за рыбой в море разрешено выходить на две мили (3,7 км), хозяин катера в два раза превысил допустимое расстояние. К тому же не учел погодные условия, волна на Балтике коварная – крутая и короткая, устоять при ее атаках сложно. Даже опытные рыбаки в тот день не решались выходить в море.

– Такие катера вообще не предназначены для моря, они для закрытых акваторий, – продолжает Виталий Цыхоцкий. – На катере установлен карабин аварийной остановки двигателя, шнур надевается на руку, в случае если человек оказался за бортом, мотор глохнет. Шнур был не тронут. Почему рыбаки не подали сигнал бедствия? Специалисты полагают, что не успели. В правилах снабжения судна прописано, что владелец плавсредства обязан иметь ракеты бедствия, электрофонарь. Если их нет, он не получит «добро» на выход в море. Катер «Марин-530» прошел техническое освидетельствование, значит, у Дениса Мураховского все было в наличии. Были ли спецсигналы на судне в тот день, неизвестно. Их могло смыть водой, а выброшенные за борт люди могли быть без сознания, могли растеряться. Но, как признался в разговоре с журналистами Виктор Сапрыкин, за последние шесть лет не было ни одного случая, когда терпящий бедствие на воде запускал сигнальную ракету.

Рыбаки рискуют жизнями

Виталий Цыхоцкий руководит морским спасательно-координационным центром уже много лет.

– Печально, что мало кто принимает меры, чтобы самому себя спасти, – сокрушается Виталий Иосифович. – Большинство плавсредств в нашей области не имеют средств подачи сигнала бедствия! За границей на каждом установлен буй, он автономно срабатывает в случае аварии, подавая сигнал и указывая место, где произошло крушение. Мобильные телефоны в море не спасение. Есть в продаже специальные радиостанции, которые работают в морском диапазоне на волне УКВ. Да, они дорогие, но жизнь дороже. Радиостанция, в отличие от мобильника, воды не боится. Есть радиолокационный ответчик, который также устанавливается на судно, и в случае трагедии его поймают локационные станции. Но почему-то всем этим многие пренебрегают!

И еще Виталия Цыхоцкого беспокоит современное оснащение спасательной службы.

– Нужно приобретать быстроходные морские катера и вертолеты, имеющие современные средства связи, и приборы для поиска в любое время суток, – говорит он. – К примеру, тот же спасательный корабль «Генерал Улыбин»: его мореходность ограничена, если на море шторм выше пяти баллов, то на поиски его уже не отправишь. Раньше, еще при советской власти, на военных спасательных судах были специальные осветительные установки, которые предназначались для поиска людей на воде ночью, напоминали они минометы, выпускающие ракету, которая на 8 минут зависала над морем, освещая примерно полкилометра. Сейчас даже установок для запуска этих ракет нет...

Кстати. Региональный следственный комитет продолжает расследование сразу двух уголовных дел в отношении начальника областного управления МЧС Юрия Чинчукова. Ему вменяется превышение должностных полномочий при расходовании бюджетных средств. Речь идет о почти 90 млн рублей, которые направлялись для строительства городка МЧС в Балтийске и ремонт пожарной части на ул. Нарвской. Юрий Чинчуков временно отстранен от должности, находится под подпиской о невыезде.

ГИМС рекомендует

  • Выходить в море на двух-трех катерах;
  • иметь при себе сигнальные ракеты;
  • если таковых нет, мобильник упаковать в непромокаемый пакет, способный выдерживать погружение на несколько метров в воду (продаются в специализированных магазинах), держать его во внутреннем кармане;
  • выходить в море только в спецодежде, которая поможет в случае бедствия удержаться на плаву и не замерзнуть.