Известный калининградский адвокат, преподаватель юрфака БФУ им. И. Канта Галина Казакова, на которую в середине октября 2010 года было совершено нападение, впервые встретилась с журналистами. Галина Владимировна сильно изменилась — похудевшая, бледная, только все та же открытая улыбка и тот же блеск в глазах. «Стране Калининград» адвокат дала эксклюзивное интервью. Она рассказала, как ее убивали и почему преступники до сих пор не найдены.
Двое в темноте
Тот вечер 13 октября 2010 года Галина Казакова помнит до мельчайших деталей. Она возвращалась с работы. Машину оставила на парковке на улице Пражской и направилась к своему дому на Куйбышева. Шла и разговаривала по телефону со знакомой. До подъезда оставалось метров пятьдесят.
- И тут удар по голове, - вспоминает Галина Владимировна. - Сначала подумала: что-то сверху упало, но снова удар, потом ощущение полного бессилия и тупой боли, разливающейся по всему телу. Нападавших я не видела, били со спины. Никто ничего не отнимал, не требовал. Тогда я поняла: нужно звать на помощь. Закричала: «Помогите!», и тут передо мной выросла фигура человека. Он стоял ко мне лицом, разглядеть его я не смогла - во дворе горел фонарь, но неизвестный стоял против света. Он был совершенно спокоен, просто наблюдал.
Галина Владимировна помнит: когда стала оседать на землю, молчаливый наблюдатель выхватил у нее сумку и неспешно направился прочь. В противоположную сторону побежал второй - тот, что бил сзади…
Били заточкой
- Домой я не пошла, - продолжает Галина Казакова, - живу на седьмом этаже, лифт не работает, боялась не дойду, да и пугать родителей не хотелось, я ведь тогда еще не знала, что со мной, думала, просто побили. Пошла в сторону парковки, в сумке, кроме паспорта, адвокатского удостоверения, были ключи от машины, в которой лежали документы по искам моих клиентов. Метров триста прошла, по пути встретила соседку, попросила сообщить маме, что на меня напали и вызвать милицию. Уже на парковке потеряла сознание.
Когда «скорая» забирала Галину Казакову, следов крови не увидели. В БСМП у нее резко упало давление, а это верный признак внутреннего кровотечения, сделали рентген и обнаружили проникающее ранение грудной клетки. Врачи сошлись во мнении, что удары наносились тонким острым предметом типа заточки. Бил профессионал. Удар наносил сверху, пробил сердце, легкое, кишечник, селезенку. За 48 дней, что Галина Владимировна пробыла в больнице, она перенесла две сложнейшие операции, трижды реаниматологи вытаскивали ее с того света. А потом пришлось начинать жить заново: ноги не слушались, тело каменное, боль, страх… Поддерживали друзья, коллеги и даже учителя из школы № 10, где она училась, - о трагедии узнали из газет.
Цветущая женщина в одночасье стала инвалидом. Но сила воли у Казаковой невероятная. Уже через три месяца она вышла на работу, превозмогая боль.
- Сидеть на диване и думать: «Я инвалид», так и с ума сойти можно, - говорит наша героиня. - Хочется чувствовать себя нормальным человеком, нужным, востребованным, а не «списанным». Поэтому работа, работа и еще раз работа, чтобы не останавливаться...
«Никто мной не занимается»
По факту нападения на Галину Казакову было возбуждено уголовное дело по статье «Разбой», а не «Покушение на убийство». Как объяснили в следственной части Ленинградского РОВД, по их версии, преступники напали с целью завладения имуществом адвоката - то есть сумочкой.
- Я убеждена: меня хотели убить. И то, что я выживу, в планы нападавших не входило, - говорит адвокат. - Думаю, если и найдут преступников, то только случайно. С оперативниками я встречалась дважды, со следователем - один раз. Как рассказали мне друзья, пока я была под наркозом, в больницу приходила следователь, пыталась составить протокол осмотра места происшествия. В больнице! Разумеется, друзья (все они - юристы) остановили это безобразие. И вот уже полгода никто мной не интересуется, никуда не вызывает.
- Никаких уведомлений о результатах расследования, назначении и проведении каких-либо экспертиз мы не получали, - сказала адвокат Галины Казаковой Татьяна Чайковская. - О том, в каком состоянии сегодня находится уголовное дело, неизвестно. Относительно дальнейшей его судьбы разговаривать не с кем, все законные методы воздействия на следствие использованы. Мы писали жалобы в УВД области, региональный Следственный комитет и прокуратуру. Результата до сих пор нет.
- Предварительное следствие по уголовному делу приостановлено в связи с тем, что виновные лица не были установлены, - сообщил прокурор Ленинградского района Калининграда Дмитрий Бурко. - Законность этого решения проверяла прокуратура. Проверка показала, что органы предварительного следствия не выполнили все возможные действия, направленные на установление обстоятельств преступления и виновных. В итоге решение отменено и возвращено в следственную часть Ленинградского района для проведения дополнительного расследования.
По закону у следователей есть еще месяц, чтобы подойти к своей работе более добросовестно. Но Галина Владимировна уверена — с мертвой точки ничего не сдвинется и ее дело, как сотни других, ляжет на полку «глухарей».
Нападавшие возвращались?
- Я до сих пор задаю себе вопрос: «За что?» Врагов у меня никогда не было, предупреждений, угроз, каких-либо намеков в мой адрес не поступало, - поделилась с журналистами «Страны Калининград» Галина Казакова.
Единственная версия, к которой склоняются пострадавшая и ее адвокат, связана с профессиональной деятельностью. 22 августа 2008 года в Калининграде был убит директор винзавода. Исполнители установлены, осуждены, заказчик - нет. Галина Владимировна представляла интересы вдовы погибшего, которая с тремя детьми живет в Америке. Она прислала в суд Ленинградского района письмо со строчками: «…у нас есть реальные опасения за жизнь и здоровье работников фирмы «…» и наших представителей…» Галина Казакова как раз являлась представителем по этому делу. Письмо написано 17 августа 2010 года. В октябре совершено покушение на Казакову. По словам Галины Владимировны, до сих пор есть люди, которых волнует судьба винзавода и его учредителей (вдова - одна из них).
Не исключено, что незавершенный план преступников не давал им покоя. 30 ноября, когда адвокат приехала из больницы домой, в 4 часа вечера в домофон позвонили: «Откройте, милиция!» Стражей порядка никто не вызывал, дверь адвокат не открыла. Через три часа - новый звонок. Только тогда неизвестные сообщили, что милицию вызвали соседи. Но те ни сном ни духом! Третий звонок домофона с тем же требованием раздался в 23.30 ночи. Галина Владимировна не выдержала и вызвала наряд. С поличным никого не взяли, но странные звонки прекратились...