20:02

С бакенбардами, но не Александр Сергеевич Пушкин

  1. Новости

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что наряду с Иммануилом Кантом Эрнст Теодор Амадей Гофман - самый известный наш земляк. Однако память об этом замечательном писателе, музыканте, художнике и театральном деятеле до сих пор не отлита у нас в бронзе и не высечена в камне. Но есть основание полагать, что скоро ситуация изменится. 24 января – в день 235-летия со дня рождения Гофмана - в Немецко-русском доме состоялась презентация макета памятника великому сказочнику.

Автор проекта - молодой скульптор, выпускник Минской академии искусств Сергей Арищенко.

Сказочник раздвоился

Он изобразил Гофмана единым в двух лицах. Два человека в цилиндрах стоят спиной друг к другу. У одного в руках скрипка, у другого - лист бумаги, у первого из-под полы плаща выглядывает кот, у другого - крыса. Гофман ведь одновременно был и писателем, и чиновником-юристом. Всю жизнь он мучился, разрываясь между работой и творчеством.

- Калининград — мой родной город, и я всегда мечтал украсить его памятником Гофману, - говорит скульптор. - Во время учебы в академии мне дали задание создать проект любого памятника, и я не задумываясь решил изваять знаменитого земляка. Работал над проектом 4 года. Это моя дипломная работа, за которую я, кстати, получил пятерку. Кроме того, в министерстве культуры Беларуси мне выдали бумагу, в которой профессура академии рекомендует властям Калининграда установить в городе этот памятник.

Сергей считает, что бронзового Гофмана уместно поставить у Нижнего озера, где сейчас неработающие часы. Во-первых, как раз там был дом, в котором родился Гофман, а во-вторых, памятник, по мнению скульптора, будет там удачно смотреться.

Не хватает ветра

По словам директора Немецко-русского дома Андрея Портнягина, получить разрешение на установку памятника очень нелегко: требуется предоставить массу бумаг. В частности, необходимы гарантийные письма тех, кто согласен оплатить работы.

- Пока желающих спонсировать проект нет, - разводит руками Андрей Петрович. - Хочется надеяться, что среди состоятельных калининградцев найдутся желающие внести лепту в увековечивание памяти Гофмана.

Обсуждение проекта памятника было довольно бурным. В частности, председатель Калининградского отделения Союза российских писателей Борис Бартфельд сказал, что композиции «не хватает ветра». По его мнению, она должна быть более динамичной. Кто-то обратил внимание, что бакенбарды и цилиндр делают Гофмана похожим на Пушкина. Люди, мол, будут путать. Но в целом к творению скульптора отнеслись весьма доброжелательно.

Шемякин мог обидеться

Идея установить в Калининграде памятник Гофману витает давно. Несколько лет назад маститые скульпторы – Михаил Шемякин и Вячеслав Назарук - почти одновременно предложили свои варианты. Поначалу отцы города слегка растерялись. Какой вариант предпочесть? Оба замечательные. Авторы – звезды мировой величины, и если выбрать работу одного из них, другой, не ровен час, обидится. Некрасиво как-то может получиться.

Выход нашел тогдашний мэр Юрий Савенко. На пресс-конференции, посвященной подготовке к празднованию 750-летия Кёнигсберга-Калининграда, он заявил, что в городе хватит места для двух Гофманов.

По мнению Юрия Алексеевича, скульптурная группа работы Михаила Шемякина (который, кстати, жил с родителями в Кёнигсберге сразу после войны) могла бы украсить сквер на проспекте Мира напротив зоопарка. А композиция Вячеслава Назарука «Гофман и его герои» смотрелась бы где-нибудь на улице Тельмана. Например, напротив музыкальной школы, носящей имя того же Гофмана.

Однако смелому плану мэра так и не суждено было воплотиться в жизнь. В дело вмешались далекие от искусства обстоятельства – главным образом финансовые.

Хочется верить, что к работе Сергея Арищенко судьба будет более благосклонна.