18:42

«Собираясь на первое свидание, я не догадывалась, что Сергей слепой»

  1. Новости

 С Сергеем Киселевым, лидером общественной организации молодых инвалидов «Аппарель», мы живем на соседних улицах. До прошлой недели он меня не знал, а я много лет знала его прекрасно: в нашем микрорайоне этот парень очень выделяется. Появление Сергея на улице всегда вызывает массу положительных эмоций - люди подходят к нему, жмут руку, делятся чем-то простым, житейским. Я никогда не видела его понурым, задавленным проблемами, он всегда в хорошем настроении. Только недавно, когда «Аппарель» отметила свое 10-летие и мы решили сделать это интервью, я узнала, что Сергей Киселев незрячий и что его жена Анна шла на первое свидание с ним, даже не подозревая об этом.

Признание в кафе

Анна работала в швейной мастерской в Калининграде. С  будущим мужем Аню познакомила ее клиентка, с которой Сергей вместе занимался пешеходным туризмом.
- Когда я увидела Сережу, сердце екнуло, - признается Анна, -  высокий, симпатичный, обаятельная улыбка.
С Сергеем они еще пару раз встречались в общей  компании. У Анны, которая там появлялась совсем ненадолго, не было особых причин заподозрить неладное - было лето, Сергей носил солнцезащитные очки.
- Я ничего такого не подумала, а наоборот, очень обрадовалась, когда он назначил мне свидание в кафе, - говорит Анна. - Сережа ждал меня за столиком, в руке у него была трость, и он просто сказал мне: «Я слепой».
Возможно, тогда новость эта стала для Анны более чем неожиданной, но теперь, когда они с Сергеем вместе уже 2,5 года, она уверенно говорит:
- Слепой? Для меня это не важно. С Сергеем очень интересно. Он столько всего знает! Я была им так увлечена, что через несколько месяцев мы  решили жить вместе.
Мы пьем чай в уютной двухкомнатной квартире, на полу возится Анин сын от первого брака 8-летний Паша (Сергей тоже был женат, у него двое детей). Анна рассказывает: когда сообщила своим родителям, что переезжает к Сергею, у них был шок.
- И подруги меня не поняли, - говорит она. - Отговаривали, просили одуматься. Да у него такая сила воли, что любому поучиться надо!
В первые дни совместной жизни Сергей просто потряс ее. Пока она спала, готовил завтрак. Он запросто может приготовить много чего вкусного, конечно, медленно, на ощупь, потом брался за уборку.
- Когда человек не ноет, а достойно преодолевает трудности, это вызывает бесконечное уважение, - говорит Анна. -  Сергей освоил специальную компьютерную программу для незрячих (у каждой буквы голосовой аналог) и каждый день много работает: набирает тексты, ездит на встречи. Главное - помогает людям: молодым инвалидам и семьям, где инвалиды - дети.

Шансов нет

Плохое зрение у Сергея с детства. Его классная в 50-й калининградской школе Нелли Федоровна Кузнецова рассказала: «Сергей очень общительный, подвижный, но ему приходилось отказываться от игр со сверстниками. Нужно было вести себя осторожно, приспосабливаться к этой непростой для него, недетской реальности. Родители боролись за здоровье Сергея, он перенес несколько операций, врачи делали все, что могли, но зрение падало. Он окончил экономический факультет КТИ и попросил распределить его в Сургут.
- Я не был в армии, но был в Сургуте, - шутит Сергей.
 Он работал главным бухгалтером в калининградских фирмах, считался отличным специалистом.  А потом…
- Помню, это было в 1991 году, - продолжает Нелли Кузнецова. - Сергей приехал из очередной клиники, пришел ко мне и совершенно спокойно сказал: «Я одним глазом уже не вижу, у второго шансы тоже слабые». Я поразилась, как он мужественно это принял, даже голос не дрогнул.
Черные дни дефолта 1998 года совпали с резким ухудшением зрения.
- На фоне общей депрессии моя как-то потерялась, - шутит Сергей. - После того как мне дали справку об инвалидности, я провалялся на диване пару месяцев. А потом понял, что ничего не знаю про себя. Кто теперь я? Кто такие инвалиды?
 Несколько месяцев Сергей безвылазно провел в библиотеках города, досконально изучил литературу, касающуюся людей с ограниченными возможностями. Стал искать единомышленников, разослал письма в самые разные организации инвалидов России. Так появилась «Аппарель».

Вырваться из заточения

Первым большим делом, которое организовал Сергей Киселев  сотоварищи, стали выезды молодых инвалидов с палатками на Бальгу, Правдинское водохранилище. Для многих это было невероятное счастье - вырваться из заточения собственной квартиры, оказаться среди людей, которые тебя понимают.
- Мой сын Павел - инвалид по зрению, - рассказывает калининградка Елена Вешаева. - Еще когда он учился в школе для слабовидящих, я поняла, что школа не готова отпустить его в мир как обычного выпускника. Срочно нужна была адаптация в обществе. Я случайно узнала про Сергея, привела сына в «Аппарель», когда ему было 15 лет, сейчас Паше  22 года, он оканчивает экономический факультет РГУ им. И. Канта, идет на красный диплом. Я благодарна Сергею за помощь.
И таких историй за 10 лет «Аппарели» масса. Калининградец Роман попал под поезд, потерял ноги. Аппарелльцы разыскали парня, который буквально погибал от одиночества, сутками не выходя из своей квартиры, и пригласили его в один из загородных лагерей. Роман признался, что тяжело без  общения, без работы - законодательство запрещает  трудоустройство людей с  1-й группой инвалидности. Сейчас парень подрабатывает в ювелирной мастерской.
- Понимаете, - говорит Сергей, - мы не просто его трудоустроили, помогли с протезированием, мы его  вернули  к обычной жизни, дали  характер.

Самые счастливые моменты

Мы пьем чай, и Сергей  с горечью рассказывает о самом больном - о проблемах инвалидов.
- На юбилей «Аппарели» к нам приехали наши партнеры из Литвы и Латвии.  В Калининграде редко увидишь иностранца в инвалидном кресле: в кафе  не попадешь, въездов для колясочников нет, туалеты для инвалидов не приспособлены. Я обзвонил полгорода и  с трудом нашел кафе, где мы смогли нашим гостям (среди них были колясочники) организовать обед. Иностранцы приезжают к нам и не понимают, почему у них так, а у нас все по-другому.
Наши инвалиды в мэрию попасть не могут! Лифты там очень узкие, коляска не войдет. Они в фойе заезжают и там ждут, пока их документы кто-то в кабинет к чиновнику отнесет. В новых торговых центрах, вроде бы построенных с учетом всех нормативов, нет туалетов для колясочников. Ни один пляж в  городских и приморских зонах отдыха не готов принять таких отдыхающих. Музеи, кинотеатры, общественный транспорт не приспособлены для инвалидов.
Сергей признает, что сейчас государство начало поворачиваться лицом  к людям с ограниченными возможностями, но все равно мы еще очень далеки от понятия «доступная среда», которое давно существует в развитых странах Европы.
- Это среда - не только для инвалида, - говорит Сергей. - Все, что нас окружает: скамейки, тротуары, удобные кресла в автобусах, должны быть одинаково комфортны для всех - дошкольника, пенсионера,  беременной женщины . 
В нашей области сегодня 86 тысяч инвалидов, из них 3 тысячи  - дети. Каждый день Сергей Киселев работает допоздна, чтобы помочь им.
- Своим личным примером он показывает всем, что нельзя опускать руки, расклеиваться, - говорит Елена Вешаева. - Мы, здоровые люди, часто ноем по мелочам, а он никогда себе этого не позволяет.
Главный помощник Сергея - жена Анна. «Аппарель» стала для них большим общим делом.
- Бывают такие удивительные солнечные дни, когда Сергей говорит: «Я вижу твой силуэт…» Для меня эти моменты самые трогательные! - сказала Анна.

Сайт ассоциации молодых инвалидов «Аппарель» - www.apparel.ru. Контактный телефон 56-36-16.

Жанна БойЧенко,
janna@strana.kaliningrad.ru,
фото Александра Матвеева