24.05.2017
17:25

Калининградцам покажут уникальный автомобиль, ездивший по улицам Кёнигсберга

Фото предоставлено организаторами фестиваля
Фото предоставлено организаторами фестиваля
На фестивале "Золотая тень Кёнигсберга", который пройдёт в Калининграде с 26 по 28 мая, представят очень редкий автомобиль — Hanomag Sturm 1936 года. Об этом Клопс.Ru сообщил автор проекта Юрий Грозмани
"На сегодняшний день в мире известны лишь четыре сохранившихся аналогичных автомобиля, — рассказал Грозмани. — Все они оборудованы специальным заказным кузовом, изготовленным дизайнерским ателье Ambi-Budd. Но самое главное не сам автомобиль, а поразительно интересная его история. Поработав с российскими и немецкими архивными документами, энтузиастам нашего клуба удалось по крупицам воссоздать практически весь жизненный путь этой машины".
Рекламный проспект 1936 года
Хотя "белых пятен" в биографии Hanomag ещё предостаточно, удалось точно установить, что до начала Второй мировой войны этот автомобиль ездил по улицам Кёнигсберга.
"Выпущен он был в Ганновере, привезён на грузовом судне "Таннеберг" в Восточную Пруссию, — пояснил председатель "АвтоРетроКлуба-Калининград" Виктор Михно. — За 5 100 рейхсмарок его приобрёл местный бизнесмен Франк Неклер, который занимался поставками в город зерна, муки и прочего продовольствия. Автомобилю были присвоены имперские госзнаки IC-193600. Выяснить эти подробности удалось благодаря сохранившемуся на передней вертикальной стойке номеру кузова 831683 и отыскавшейся в Берлинском архиве копии техпаспорта. Этот документ у немцев представлял собой целую книжку на 20 страниц и назывался "Крафтфарцойбриф".
Исследователи "АвтоРетроКлуба-Калининград" выяснили, что в сентябре 1939 года Hanomag был мобилизован на фронт и с частями вермахта оказался на Украине. В 44-м части советской армии развернули наступление, и Hanomag Sturm оказался брошенным на освобождённой от немцев территории. Его-то и обнаружил один из советских офицеров под городом Первомайском Николаевской области. Недолго думая, он спрятал автомобиль в стоге сена на заброшенном хуторе. Спустя год, когда уже закончилась война, офицер вернулся на тот самый хутор, и — о чудо — Hanomag оказался на месте.
Бывший фронтовик стал начальником милиции Первомайска и, пользуясь своим служебным положением, поставил на учёт трофейную машину, получил на неё советские государственные знаки и благополучно отъездил на Hanomag более 35 лет.
Следующий владелец раритета — Юрий Александрович Шумейко из села Белгородка Хмельницкой области. Через пару лет после покупки машины Шумейко завербовался работать на Север и в 1985 году отправился в Норильск. Своим ходом он добрался на бывшем немецком трофее из Хмельницка до морского порта Мурманск, а оттуда на легендарном ледоколе "Ленин" взял курс на Норильск. Hanomag около месяца путешествовал на верхней палубе ледокола.
Через 20 лет Шумейко вернулся на Украину, потом перебрался в Ярославль и пользовался автомобилем ещё десять лет, пока раритет не отыскал Валерий Гвозденко — участник "АвтоРетроКлуба-Калининград". Валерий Иванович выкупил автомобиль и подарил его своему сыну Михаилу.
Михаил и Валерий Гвозденко
"Сейчас Hanomag находится в стадии реставрации, — рассказал Михаил Гвозденко. — В Польше заказал недостающие колёсные колпаки, которые ничем не отличаются от оригинала. В Германии через электронные торги выкупил специальные сигналы поворота — "винкеры". Долго искал подходящие фары. Приобрёл колёсные диски и резину нужного размера... Ясное дело, что за многие годы своей не самой сладкой жизни мой Hanomag кое-что подрастерял. Теперь вот приходится всё восполнять..."
По словам Юрия Грозмани, Hanomag Sturm вошёл в мировую историю криминалистики и детективной литературы.
"Самый первый владелец Hanomag — коммерсант из Кёнигсберга Франк Неклер — по ложному доносу завистника-соседа был арестован, обвинён в убийстве собственной жены и 5 ноября 1938 года казнён на гильотине в берлинской тюрьме Плетензее. И только через два месяца выяснилось, что жена Неклера выпала из окна сама. Несчастный случай.
Известный кёнигсбергский драматург Герман Гезе по материалам судебного процесса над Франком Неклером в 1939 году написал пьесу "Убить жену в Кёнигсберге". Пьеса имела читательский успех, однако начавшаяся война помешала постановке этого произведения на сцене театра".
Уже после Второй мировой войны к сюжету "Убить жену в Кёнигсберге" обратились французские мастера детектива Пьер Буало и Тома Нарсежак. Место действия ими было перенесено в Париж 50-х годов. К тому же они воспользовались лишь отдельными сюжетными поворотами из этой реальной истории. Криминальный психологический роман вышел в 1952 году под названием "Та, которой не стало" и получил мировое признание. В начале 90-х годов прошлого века был переведён на русский язык и стал одним из самых популярных детективных романов в России. Всю эту жутковатую историю со всеми подробностями на основе материалов уголовного дела мы описали в январском номере этого года еженедельника "Новых колёс".
Торжественная презентация Hanomag Sturm, вернувшегося спустя 80 лет в тот город, с которого он когда-то начинал свой жизненный путь, состоится после церемонии открытия фестиваля на площадке возле развлекательного комплекса "Резиденция королей" 27 мая в 15:30.
На третий по счёту международный фестиваль ретроавтомобилей "Золотая тень Кёнигсберга" съедутся обладатели 45 редких и эксклюзивных машин из Европы.