В этом году легендарному паруснику "Крузенштерн" исполняется 90 лет. За время существования барк совершил несколько кругосветных плаваний. В пятницу, 4 ноября, он вернулся из рейса, который продлился 4,5 месяца.
За время длительного плавания судно побывало в десяти странах и двенадцати портах, в том числе в Голландии, Бельгии, Франции, Литве, Финляндии, Германии, Греции, Румынии, Болгарии, Марокко. "Крузеншерн" принимал участие в морских фестивалях, национальных праздниках.
"Крузенштерн" ошвартовался у 18-го причала Калининградского морского рыбного порта.
Четырёхмачтовый барк был спущен на воду во второй половине 20-х годов ХХ века. Он был заказан известным немецким судовладельцем из Гамбурга, компанией, принадлежащей Фердинанду Лайешу, и построен в 1926 году на верфи Дж. Текленборга в немецком городе Гестемюнде. На постройку корпуса большого стального парусника ушло меньше года. В первый рейс он ушёл под командованием первого капитана в истории судна Карла Шуберга.
Барку присвоили имя "Падуа". Его использовали для грузовых перевозок. Судно работало на дальних маршрутах, перевозя селитру и фосфаты из Чили, зерно из Австралии.
В 1930-ее годы парусник установил морские рекорды по скорости. Путь из немецкого Гамбурга до города Порт-Линкольн в Австралии был совершён за 67 суток. Позднее «Падуа" под командованием капитана Рихарда Вендта проделала рекордное по скорости плавание по маршруту Гамбург — Чили — Австралия — Гамбург, в течении 8 месяцев и 23 дня. Под руководством капитана Юргена Юрса барк четыре раза обогнул мыс Горн.
В 1946 году, после победы Советского Союза во Второй Мировой войне парусник перешёл в собственность СССР. Именно тогда он и был переименован в "Крузенштерн", в честь известного мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна, совершившего первое кругосветное плавание.
В начале 1960-х годов был произведён капитальный ремонт судна. Его оснастили современным оборудованием. Деятельность "Крузенштерна" после ремонта стала экспедиционной, в составе большой группы других судов выполнялись научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР. Главное, барк начал обеспечивать морскую практику военно-морских учебных заведений. Эта деятельность и до настоящего времени является самой главной для "Крузенштерна".
В 1991 году барк был передан Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ), позже переименованному в Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота. С этого момента портом приписки "Крузенштерна" стал Калининград.
С тех пор были выполнены крупный ремонт, дооборудование и модернизация судна. "Крузенштерн" стал участником крупнейших международных морских соревнований и регат, в том числе мирового масштаба.
Всемирную известность паруснику принесли два кругосветных плавания (1995-1996 годах, 2006-2006 годах) и Трансатлантическая экспедиция (2009-2010 годов).
Отдельного внимания заслуживают капитаны судна. Каждый из них приложил свой труд, знания и любовь к морскому делу.
Неоценимый вклад в развитие парусника внес Павел Васильевич Власов. Именно он заложил основы функционирования "Крузенштерна" как модели учебного судна для практических целей. Позднее Иван Григорьевич Шнейдер впервые вывел судно на арену международных парусных гонок.
Целую эпоху в развитии парусника, олицетворяет Геннадий Васильевич Коломенский. Он проработал на "Крузенштерне" более 40 лет, прошёл путь от матроса до капитана-наставника.
С точки зрения внутреннего устройства "Крузенштерн" это последний четырехмачтовый барк, так называемой серии Flying-P-Liner ("Летучий П-Лайнер"). Только "Крузенштерн" из этой серии судов продолжает совершать рейсы. Его "братья" сохранены лишь в качестве кораблей-музеев. Барк относится к "винджаммерам". Суда этого типа были самыми быстроходными, они набирали скорость благодаря ветру. Площадь парусов составляет 3772 квадратных метров, что сопоставимо с размерами девяти баскетбольных площадок.
Высота борта барка равна 8 м, высота мачты – 55 м. Постоянный экипаж, составляет 60 человек, плюс 120 курсантов, которые в плавании познают основы морского дела.
Сегодня "Крузенштерн" успешно используется в учебно-практических целях. В морских походах моряки-курсанты получают необходимые знания и опыт, которые пригодятся не только на море, но и на суше.