В последнее время в Калининграде зафиксировано несколько случаев вандализма: неизвестные исписывают свастикой и политическими призывами мемориалы советских воинов. Клопс.Ru собрал мнения том, почему это происходит.
Организованно и целенаправленно
По словам руководителя службы охраны объектов культурного наследия Евгения Маслова, сообщений о подобных актах вандализма из районов области в последнее время не поступало, в Калининграде же таких случаев немало.
"Мы плотно сотрудничаем с калининградской администрацией и Центром охраны памятников. На Горной наши специалисты отмыли памятник. Раньше мемориал 1200 гвардейцев подвергался нападению вандалов, но надписи были без идеологического содержания", — сообщил Маслов.
По пяти эпизодам вандализма чиновники уже подали заявления в полицию, возбуждены уголовные дела. Речь идёт о надписях, появившихся на монументах на улицах Невского, Демьяна Бедного, Соммера, Горной и набережной Нижнего озера. Также проверяется сообщение о надписях на мемориале на Нарвской.
"Судя по всем признакам, это сделано организованно и целенаправленно. Я думаю, это дело рук одних и тех же людей. Конкретные выводы сделает полиция", — высказал мнение Маслов.
Началось всё с "Кант лох"
Политтехнолог Алексей Высоцкий уверяет, что скандал вокруг вандалов, портящих памятники, искусственно раздут прессой.
"У нас есть нездоровые СМИ, гипертрофирующие деяния некоторого количества идиотов, которые существуют в любом обществе. Такие идиоты были и в СССР, и после распада Советского Союза, однако отдельные СМИ носятся в попытке найти что-нибудь этакое. Причём началось это вовсе не с фашистских крестов или надписей "Путин, уйди!", а с темы "Кант лох". И тут непонятно, кто больший идиот: то ли тот, кто рисует, то ли тот, кто вытаскивает это и показывает всем. В стремлении вскрыть какой-то заговор этот заговор можно и спровоцировать", — заявил Высоцкий.
Высоцкий считает, что сообщать в новостях о подобных случаях — всё равно что "писать про то, как люди водку распивают, матом ругаются и писают не там, где положено".
По его мнению, сам факт, обнародованный в СМИ, превращает в глазах общественности это явление в массовое.
"Все начинают думать, что якобы так в Калининграде вообще принято. Из этих сообщений можно понять, что каждый второй калининградец считает своим долгом, проходя мимо памятника павшим воинам, что-то там написать. Меня это возмущает! Я помню себя школьником и помню, как хулиганы в Калининграде любили свастику рисовать, но я что-то не припоминаю, чтобы в газете "Калининградская правда" на первой полосе эту свастику обрисовывали и говорили, что это катастрофа", — поясняет свою позицию Высоцкий.
Политтехнолог уверяет, что сотворить подобное могли как подростки или пьяные безработные, так и сами журналисты. Причём чем больше информации об этом появляется в СМИ, тем больше это провоцирует вандалов на повторение своих "подвигов", так как им нравится шумиха и общественный резонанс, к которым приводят их действия.
"Если с абсолютно деревенской темой "Кант лох" это ещё привело к какому-то позитивному эффекту (на ремонт домика дали деньги), то в другом случае это может закончиться иначе. Например, изображение Гитлера на стене — этот Гитлер висит там больше года. Все ходят туда, фотографируют, выкладывают в интернет, но закрасить его никому в голову не приходит", — подчеркнул Высоцкий.
Не нужно это только обычным горожанам
Журналист и писатель Алексей Адерихин также вспомнил, что свастику на мемориалах и в общественных местах можно было увидеть и в советские времена. Он считает это обычным хулиганством, а не продуманной политической акцией протеста.
"Моё мнение: нет у нас ползучей германизации, и чем больше мы про это говорим, тем больше будет идиотов, которые будут рисовать свастику на наших памятниках. Надо этих людей найти и судить. Вот и всё", — говорит журналист.
Адерихин считает, что данной ситуацией не преминут воспользоваться практически все, кто сможет извлечь из этого хоть какую-то пользу: "Полиция скажет, что им нужны средства, чтобы защитить наши памятники. Политики будут это использовать как доказательство наличия в регионе германизации и тоже будут на разных уровнях просить бюджет на борьбу. И журналисты используют это как отличный информационный повод. Эта свастика выгодна всем! Не нужна она только обычным горожанам, которые каждый день мимо этих памятников ходят на работу, растят детей и не собираются решать какие-то стратегические задачи".
Протест против "взрослого мира"
Доцент кафедры общей психологии БФУ им. Канта Павел Торопов не берётся предполагать, кто же решился на осквернение мемориалов в Калининграде, поэтому мы рассмотрели два возможных варианта.
"В первом случае предположили, что вандалы — это подростки. Для них, как, в общем, и для многих, свастика — как символ — несёт очень сильную, пусть и негативную, эмоциональную нагрузку. "Ни в коем случае не пропагандируя то, что запрещено законом, могу сказать, что это символы, связанные с войной, с оружием, с подвигами наших солдат, борьбой с фашистами. Как и любой подобный символ, свастика очень привлекательна для подростков: при помощи неё они выражают протест", — говорит учёный.
По его словам, ребята могут даже не понимать, против чего они протестуют.
"Например, против мира взрослых или несправедливости, которая существует в этом мире, против недоверия общества... Естественно, внешние события могут спровоцировать такие поступки. Наш регион граничит с европейскими странами, это фактор, который сказывается на таком поведении. Молодёжь видит некоторые плюсы или сравнивает минусы, которые есть у нас. Я не думаю, что свастика имеет для них то же значение, которое вкладывает в неё старшее поколение", — пояснил Торопов.
Психолог уверен, что такую модель поведения тинейджеры выбирают, скорее всего, из-за отсутствия чётко сформированной в нашем обществе системы ценностей.
Если рассматривать версию, что вандализм — это дело рук взрослого человека, то Торопов предполагает, что это вполне могла быть культурная, историческая или политическая провокация.
"Вряд ли это система. Думаю, что цель — привлечение внимания к региону либо к чьей-то персоне. Закомплексованному человеку всегда приятно: он чувствует, что на него обращают внимание, и он может противопоставить себя обществу. Скажу одно: нашей стране нужны свои символы. Сейчас в нашем распоряжении только двуглавый орёл, который нам достался от царской России, или триколор, который тоже является дореволюционным. Современных символов нет, и люди это чувствуют", — заключил Торопов.
Особое мнение
От редакции Клопс.Ru. Наша позиция по этому вопросу такова. Мы всегда информировали читателей о подобных ЧП: делать вид, что ничего не происходит, на наш взгляд, не лучшая тактика. И неважно, где случаются такие вещи и что именно рисуют вандалы на обелисках. Произошло это на многострадальном еврейском кладбище или на мемориале советских воинов — всё это одинаково оскорбительно для горожан.
Найти преступников, безусловно, нужно. Но не устраивая при этом охоту на ведьм, когда под раздачу попадают абсолютно непричастные, но "сильно подозрительные", по мнению некоторых, личности или организации.
Мы также считаем особо важным ряд других проблем. Достаточно ли эффективно ведётся расследование таких преступлений? Что делают власти для их профилактики? Почему столь важные объекты так плохо охраняются? На эти вопросы Клопс.Ru попытается найти ответы.