33-летняя Ирина Овченкова уже почти четыре года не видела своего сына Даниила. После развода её бывший муж вывез ребёнка за пределы региона, и до сих пор женщина даже не знает, в каком уголке страны находится её ребёнок. Поисками мальчика занимаются приставы и полиция, но всё тщетно: Даниил как в воду канул.
"Семьи больше нет"
Ира познакомилась со своим будущим мужем Дмитрием в начале 2006-го. Уже к концу года пара сыграла пышную свадьбу. Ира взяла фамилию мужа.
"Было и платье, и фотограф, и застолье. Отпраздновали с друзьями и семьёй. Для Димы это был уже второй брак", — рассказывает Ирина Овченкова.
Первый сын, Даниил, родился у пары 8 марта 2007 года. А ещё через четыре года в семье появился второй наследник — Демид. По словам Ирины, оба ребёнка были желанными детьми.
Пока Ира занималась домашними делами и воспитанием малышей, Дмитрий работал в открытой им же юридической конторе.
"Он всегда был очень начитанным и умным. Без юридического образования он смог представлять интересы людей в судах", — говорит женщина.
По словам калининградки, особых сложностей в семье не было, разве что частые командировки Димы в Москву да несерьёзные бытовые конфликты. О разводе и расставании разговор никогда не заходил.
Семейная жизнь закончилась спустя шесть лет. Порвать отношения с женой Дмитрий решил 8 марта, во время празднования первого юбилея маленького Данила.
"Это было так цинично, и слова прозвучали очень спокойно. Он сказал, что семьи больше нет, и ушёл. Потом мы подали на развод, и уже в апреле нас с ним развели".
По словам калининградки, бывший муж оставил её с грудным ребёнком на руках, без денег, в съёмном жилье. "Если бы не мои родители, я бы не справилась. А сколько отозвалось друзей, сколько добрых людей! Все помогали, чем могли, и только благодаря их помощи я смогла выкрутиться", — вспоминает Ирина.
Отдала все документы
В начале лета 2012 года Ира легла в больницу с младшим сыном Демидом. Тогда основная часть родительских обязанностей легла на Дмитрия, и мужчина попросил свою бывшую жену отдать ему документы мальчика, чтобы свозить его в Москву к прабабушке.
"Я пролежала в больнице почти месяц. За это время Дима отвёз сына в Москву и вернул его мне, когда нас выписали. Летом из Москвы приехали родственники Димы, и он забирал Даниила, чтобы сводить в зоопарк или просто погулять", — рассказывает женщина.
В июле 2012 года Ира последний раз видела своего сына. Дима вышел с Данилом на прогулку, и после этого они исчезли. Уже почти четыре года Ира не знает, где находятся мальчик и её бывший супруг.
Сменил фамилию и часто уезжал в Санкт-Петербург
В начале 2013 года суд Ленинградского района решил, что оба сына должны постоянно проживать с Ириной. В суд калининградка подала ещё в 2012 году, но решение было вынесено, когда Даниила и его отца уже не было в регионе.
"О том, что они не в Калининграде, я узнала от адвоката Димы, который представлял его интересы в суде по "делёжке" детей. Он попросил меня крепиться и сказал, что Дани уже нет в области", — рассказывает женщина.
Однажды Ирина нашла в вещах бывшего мужа копию свидетельства о смене фамилии: "Выяснилось, что он поменял фамилию через два года после нашей свадьбы. Я узнала об этом только спустя шесть лет. Оказалось, что на эту фамилию оформлены все его документы, кроме водительского удостоверения".
По словам женщины, в Ленинградском отделе полиции Калининграда ей рассказывали, что к ним стали приходить штрафные квитанции за нарушения ПДД, которые Дмитрий совершил в Санкт-Петербурге. Он часто летал в северную столицу, рассказывает Ирина. Туда же в 2014 году, переехали из Калининграда родители Димы, которые перестали общаться с Ириной.
"До развода были тёплые и дружеские отношения с его родителями. После расставания свекровь сказала, что они приняли выбор сына. Меня попросили забыть о ребёнке. Тяжело говорить об этом… родную мать просят забыть про желанного ребёнка, представляете?!", —едва не плачет Ира.
Наиграется и вернёт ребёнка
За всё время, которое Ирина не виделась с сыном, женщина обила пороги всевозможных инстанций: от районных отделов полиции до приёмной президента России.
"Везде приглашали на беседы, говорили, что отец наиграется и вернёт ребёнка. Отказывались объявлять в розыск и признавать без вести пропавшими обоих. Только после того, как я вышла на главу ФССП в Москве, делом начали заниматься", —рассказывает женщина.
Полиция несколько раз отказывала в возбуждении уголовного дела по факту похищения Даниила, однако прокурорские проверки постоянно возвращали дела в отдел МВД на доработку, потому что считали доводы Ирины обоснованными и законными. И так по кругу: Ирина обращалась в полицию, правоохранители выносили постановление об отказе в возбуждении дела, прокуратура его отменяла, дела застревали где-то на уровне проверки.
Приставы Калининграда объявили в розыск исчезнувшего отца и пропавшего ребёнка в марте 2016 года. По словам Ирины, когда её приглашали на беседу, данных у представителей ФССП о том, что Дмитрия с сыном в регионе нет, не было.
"Мне говорили, что за какой-то промежуток времени ни Смирнов, ни Овченков из региона не выезжал. Убеждали, что ребёнок по имени Даниил и такого же возраста мальчик тоже не улетал из области, правда, потом сказали, что могли не доглядеть, и списали всё на человеческий фактор".
"Хотя бы услышать его"
По словам Иры, сейчас она занимается воспитанием младшего Демида, работает и продолжает обивать пороги ведомств и инстанций. Каждый раз, когда речь заходит об украденном Данииле, Ира не может сдержать слёз: "Демид играет в его игрушки, носит вещи Дани. На стене у меня висит фотография, где мы с мальчиками втроем. Я верю, что смогу найти сына. Мне бы услышать его… как он, что он? Как я могу спокойно жить, совершенно не зная, как живёт мой Даниил?"
Граждан, обладающих информацией о местонахождении отца и сына, просят сообщить об этом на круглосуточный телефон доверия Управления ФССП России по Калининградской области 8(4012) 69-38-00 или в отдел розыска Управления 8 (4012) 603-807, либо судебному приставу по розыску по телефонам: 89005623660, 89527974511.