17:57

Мышкин о кошках

  1. Новости

Эту пьесу Н.Коляда написал в 1993 году, и она не похожа на другие его творения – слишком уж плакательная, хотя оттого, наверное, и более эмоционально близкая, доступная зрителю.

Один старик приходит к другому по объявлению: «Отдам котят в хорошие руки». С этого и начинается пьеса – разговор двух далеко не молодых людей, который варьируется от выяснения отношений и чуть ли не драки до взаимной исповеди. Они смешные и трогательные. И абсолютно разные, но в одном возрастном контексте – в предчувствии скорого ухода, хочешь – не хочешь, а оглянешься назад: прожитая жизнь (или близкая смерть) требует осмысления и подведения итогов.

А Нюня – это кошка, как раз беременная этими самыми котятами. Существует ли она на самом деле? Или эти объявления про котят – способ хоть на какое-то время избавиться от одиночества, наступившего после смерти жены? Или манок для второй одинокой души, у которой и семьи-то никогда не было?

Евгению Мышкину предложили поставить эту пьесу сами актеры – изумительно сыгравшие (скорее, прожившие) двух стариков Юрий Харламбов и Василий Александров. Попытка режиссера уйти от театрального «гламура» и вывести актеров старой гвардии на естественное общение со зрителем, на мой взгляд, удалась. В таком театре чувствуешь себя слегка вовлеченным в процесс. В таком театре уютно, как дома.

Спектакль начинается постепенно: пока зрители заполняют зал малой сцены, тут же, между рядами, Евгений Мышкин объясняет одному из актеров, какие ему нужны котята. Потом в течение всего спектакля режиссер, сидя в первом ряду, очень живо и довольно заразительно реагирует на то, что творится на сцене. Неформально – но очень симпатично. Молодые музыканты из группы «Captain Marvel» творят музыкальное оформление спектакля прямо здесь же, расположившись у задника сцены. Сценографические решения скупы, но очень точны. На стенах – детские и юношеские фотографии Ю.Харламбова и В.Александрова (как говорит Е.Мышкин, это не для зрителя, а для самих актеров – не дает соврать). На вешалке – платье умершей жены: его с благоговением снимают, целуют, оплакивают, в ярости швыряют, бережно складывают, передают как символ внутреннего единения, равенства перед лицом смерти…

В финале Второй старик, уходя, раздает зрителям объявления о котятах. А Первый радуется, что, наконец, пришла кошка, и идет открывать ей дверь – на ослепляющий свет многоваттной лампочки в проеме задника сцены… И свет внезапно гаснет.
Если на этом спектакле вы будете смеяться и плакать, не цинично реагировать на новодрамовские приемы, а в конце вам захочется, чтобы кошка непременно появилась, и, выйдя из театра, вы приклеите оказавшееся у вас в руках объявление на первый же столб, – значит, с вашей душой все в порядке.