11:41

Тициан работал почти до 100 лет

  1. Новости

«В мире есть два понятия, которые совершенно необходимы человеку: Порядок и Класс, - пишет Леонид Лернер. - Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. Тициан же, будучи человеком порядка и класса, обладал еще и третьим качеством: кого бы он ни писал в своей жизни - простых смертных, героев или богов, - он всех опускал на землю. И королей, и святых. Все его святые просто земные люди». Кроме того, живописец был непревзойденным колористом с сильной и звучной палитрой. Знаменитый «тициановый» оттенок отливает нежной рыжиной в волосах знаменитых красавиц: «Кающейся Марии Магдалины», таинственной «La Bella», томной «Венеры Урбинской». Его персонажи полны колоссальной внутренней энергии и олицетворяют новую эпоху в истории Италии и всей Европы.
Лишь на закате жизни, когда рядом с Тицианом подросло молодое талантливое поколение художников, его слава поблекла. Однако до конца своих дней пожилой мастер не выпускал из рук кисть. В Венеции к престарелому гению относились с почтением и снисходительностью, многие его работы казались горожанам незавершенными.
Тициан оказал огромное влияние на европейскую живопись. Его величайшими учениками можно назвать Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, с их творчеством уже познакомились те, кто собирает коллекцию «Великие художники». А сам Тициан всю свою жизнь ощущал влияние другого гения эпохи Возрождения - Джорджоне. В молодости художники трудились бок о бок, расписывая Немецкое подворье в Венеции. Они были ровесниками и соперниками в искусстве. В 24 года Джорджоне написал свою знаменитую «Спящую Венеру», которая буквально потрясала жителей «города на воде». Через полвека появится на свет аналогичная Венера Тициана. Рассказывали, что герцог Урбинский, пораженный ее красотой, воскликнул: «Помните "Спящую Венеру" Джорджоне? Так вот: наконец-то она проснулась!».
Кажется, будто два гениальных живописца шли по жизни рука об руку, только один из них - незримой тенью: Джорджоне умер молодым, в возрасте Христа. А Тициан, если верить его биографу Вазари, ничем не болел до 75 лет и прожил без малого век. Художника подкосила чума - та же страшная болезнь, что когда-то унесла его великого соратника, соперника и учителя.