В бане и в туалете, как известно, все равны. Но, выясняется, некоторые равнее других. В этом недавно убедилась преподаватель Лариса Колобкова. Калининградка привела на экскурсию в Кафедральный собор делегацию маршальской администрации Варминьско-Мазурского воеводства. Высокие гости, которых принимало минсоцполитики регионального правительства, а Лариса Колобкова сопровождала как переводчик, перед встречей с прекрасным зашли в туалет. Пассаж, который последовал далее, Лариса Валентиновна описала в красках. Во-первых, туалет оказался платным. В западных, да и в большинстве российских учреждений культуры денег за удобства, как известно, не берут.
– Но самым возмутительным и анекдотичным одновременно было то, что иностранцы должны были заплатить по 20 рублей, тогда как для россиян туалетные услуги на 5 рублей дешевле! Большего позора для города и для себя, как его жительницы, я и представить не могу, – говорит Лариса Колобкова.
Ценники разные
Калининградка попыталась заплатить за поляков, как за "своих", но бдительная кассирша, безошибочно вычисляющая интуристов среди посетителей, тут же указала на ценник и потребовала повышенную плату.
– Может, иностранцы ходят в туалет как-то по-особенному? – рассуждает Лариса Валентиновна. – От стыда я готова была провалиться сквозь землю! Хорошо, поляки – люди с юмором, вроде поулыбались, дескать, понимаем, страна у вас небогатая.
При входе в Кафедральный собор Ларисе Колобковой тоже пришлось краснеть. Цена билета для россиян – 100 руб., для иностранцев – 150 руб.
Калининградка написала письмо директору Кафедрального собора Игорю Одинцову, попросила изменить ситуацию, однако ожидаемой реакции не последовало.
Через полторы недели калининградка специально сходила в собор – ценники в туалете и на входе в музей не изменились. Лариса Колобкова сфотографировала их и пришла в редакцию газеты "Страна Калининград" за помощью.
– Дальше так не может продолжаться! – говорит она. – Такое унизительное отношение к гостям региона перечеркивает усилия людей и учреждений всех уровней, занятых налаживанием международного сотрудничества, поддержанием культурных контактов. Вот придешь с гостями в такое место, как Кафедральный собор, где иностранцев считают большими "засранцами", чем хозяев, и все! Потом доказывай, что мы с ними дружить хотим!
Содержать туалет – дорого
Журналисты "СК" отправились в Кафедральный собор. Ценник в евро оказался на месте, на что кассир Людмила Шохина тут же гордо сообщила: "Говорят, что в России у нас лучший туалет".
Руководитель госучреждения "Кафедральный собор" Игорь Александрович Одинцов сообщил, что не видит никакой проблемы в претензиях Ларисы Колобковой. Мол, оплата услуг – внутренняя хоздеятельность учреждения, а вмешиваться в нее никто не имеет права.
– Когда мы отреставрировали собор, сразу встал вопрос туалета, – рассказал Одинцов. – В 1994-м поставили два бесплатных биотуалета, они заполнялись за два дня. Перед людьми стыдно было! Пять лет мы искали деньги на строительство туалета, их нам выделил губернатор Боос. В среднем через туалет проходит 300-400 человек в день. А летом больше 1 000! Содержать туалет дорого, зимой мы его еще и отапливаем. Все это требует немалых денег, платим зарплату и обслуживающему персоналу. Посещение туалета во время концерта бесплатное, это входит в стоимость билета. Но вот если люди приходят на экскурсию или прогуливаются рядом, они платят. Такие у нас правила.
– Почему цены на туалет не только в рублях, но и в евро? И почему иностранцы платят дороже?
– У немцев иногда нет русских денег, им удобно платить 50 евроцентов. Поэтому мы и сделали такой ценник. Инвалидов мы пускаем, если они попросят. Мы ничего не нарушаем. Все стоит денег. На содержание собора ежегодно нужно 17 млн рублей, нам выделяется 5 млн рублей.
Официальный ответ
Светлана Загребина, заместитель министра культуры Калининградской области:
– В ходе анализа действующего законодательства по вопросу установления учреждениями культуры цены на входные билеты министерством культуры Калининградской области установлено следующее.
В соответствии со ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, ст. 30 Закона Калининградской области "О регулировании отношений субъектов культурной деятельности" цены на платные услуги, включая цены на билеты, организации культуры вправе устанавливать самостоятельно.
Вместе с тем в государственном учреждении культуры "Кафедральный собор" цена билета для российских и иностранных граждан различна, что не соответствует Конституции Российской Федерации (ст. 62 ч. 3) и Основам российского законодательства о культуре, установившим иностранцам и лицам без гражданства равные права с россиянами в сфере культурной деятельности.
Кроме того, стандартом качества предоставления услуг в области культуры установлено обеспечение посетителей санитарно-бытовыми помещениями, в частности туалетом. Покупая входные билеты, граждане оплачивают данные мероприятия и вправе бесплатно пользоваться туалетом.
При расчете цены билета бухгалтерия должна составлять калькуляцию каждой услуги в отдельности, учитывая специфику расходов, в том числе затраты на содержание туалета.
С учетом изложенного И. А. Одинцову указано на необходимость приведения в соответствие цены на предоставляемые услуги.
ГУК "Кафедральный собор" на содержание в областном бюджете Калининградской области на 2011 год предусмотрено 5 630,0 тыс. рублей. Денежные средства, запланированные в областном бюджете, выделяются в полном объеме.
Мы спросили: "Как вы думаете, это правильно?"
Светлана Колбанева, продюсер медиа-группы "Каскад":
– На содержание Кафедрального собора нужны большие деньги. Я считаю, что Игорь Одинцов сделал для города великое дело – восстановил наш главный символ. Кафедральный собор, конечно, магнит для туристов. Наблюдая за работой Игоря Александровича, могу сказать, что он всегда думает о будущем, развивает и музей в соборе, и концертную программу. Мало кто в Калининграде сравнится с Одинцовым по значимости. Поэтому я практически все его действия готова оправдать заранее.
А с ситуацией разных прайсов я сталкивалась, например, в Танзании. Там цены для местного населения ниже, чем для иностранных туристов. Поэтому калининградская ситуация для меня не нова.
Авенир Овсянов, главный эксперт научно-производственного центра по охране памятников истории культуры области:
– Цены должны быть одинаковыми! У меня много друзей в Германии, и они часто сюда приезжают. Когда они увидели разницу в ценах за посещение Кафедрального собора, они обиделись, что для них отдельный ценник. Я твердо уверен, что если такая дискриминация останется и дальше, то привлекательность нашего региона для туристов снизится.
Анатолий Валуев, археолог, замдиректора историко-художественного музея:
– Неправильно, что посетителям музея туалет нужно оплачивать отдельно. Стоимость услуги должна входить в стоимость посещения музея или концерта. А вот если человек без билета, то пусть оплачивает туалет. Хотя все это на усмотрение Игоря Одинцова.
За рубежом такого нет, там государство серьезно финансирует учреждения культуры. А наши музеи оказались в условиях несформированного рынка. А раз с местных учреждений культуры спрашивают не качество услуг, а количество заработанных денег, то они и вынуждены зарабатывать.