Новости
28.11.2017
10:46

Покупки, переводы, платежи: как обезопасить свои средства

Все мы практически ежедневно совершаем финансовые операции: делаем покупки, в том числе и в интернете, оплачиваем связь через терминалы, совершаем переводы и так далее. Разберёмся, как обезопасить свои средства при совершении той или иной финансовой операции.

Расплачиваемся картой

Оплата товаров и услуг картой — это очень удобно. Многим карта давно заменила обычные кошельки. Как сберечь свои средства и не дать шанс мошенникам?
Во-первых, необходимо отслеживать суммы средств на банковском счёте. Для этого подключите услугу SMS-уведомления о движении средств, а также регулярно просматривайте историю платежей в личном кабинете. Как правило, это бесплатные или недорогие услуги, и о них стоит спросить при заключении договора с банком.
 
Существуют стандартные правила безопасности при пользовании банковской картой.
  • Никому не сообщайте данные карты — PIN-код, трёхзначный код на оборотной стороне карты CVC-код и интернет-пароль. Даже если вам позвонил "сотрудник банка" и запросил информацию, не давайте её. Реальный сотрудник никогда не потребует от вас таких данных.
  • При утере карты немедленно заблокируйте её. Для этого всегда имейте при себе номер телефона банка, по которому вы сможете блокировать карту.
Если вам позвонил неизвестный, представился сотрудником банка и сообщил, что ваша карта заблокирована, не общайтесь с ним. Перезвоните по реальному телефону банка и узнайте там всю информацию. Если неизвестный "сотрудник банка" по телефону просит вас подойти к банкомату и провести некие манипуляции с вашей картой, причём срочно и быстро — не верьте! Это мошенник!
Если вы расплачиваетесь онлайн в магазине или в кафе, то оплата должна производиться на ваших глазах. Официант или продавец не должен уносить вашу карту!

Покупаем в интернете

Для покупок в интернете лучше иметь отдельную виртуальную карту с лимитом средств, сверх которого в принципе не может быть списано.
 
Помните: нельзя отправлять деньги незнакомым людям или неизвестным организациям!

Если вы совершаете платежи за границу, то тут особенно важно изучить репутацию партнёров. Если речь о продавце, это должна быть известная на рынке фирма с хорошей репутацией и отзывами людей, вызывающих доверие. На недобросовестного иностранного продавца не получится воздействовать через российские органы власти, в разных странах законодательство может серьёзно отличаться. В проблемных ситуациях стоит обратиться к администрации интернет-магазина — иногда там готовы возмещать потери покупателей за свой счёт.
 
Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) предупреждает: "Постарайтесь ничего не покупать в социальных сетях, особенно с предоплатой. Мы вообще не рекомендуем переводить деньги на карту физических лиц (то есть когда кто-то просто даёт вам номер или реквизиты своей карты)".
Нередки случаи, когда после получения денег за товар продавец таинственным образом исчезал. Старайтесь избегать предоплаты, если заказываете товары в малоизвестном магазине.
Не покупайте авиабилеты на незнакомых сайтах, особенно если они стоят гораздо дешевле, чем на всех остальных. Зайдите на Настоящийбилет.рф и удостоверьтесь в подлинности ресурса. Также нелишним будет посетить сайт авиакомпании, которой вы хотите улететь, и сравнить цены.

Двойная авторизация

Надёжные системы безналичных платежей потребуют у вас дважды пройти идентификацию по разным каналам. Например, банк может присылать клиенту на мобильный телефон дополнительный одноразовый пароль, который надо ввести в отдельную интернет-форму. В этом случае мошенник не сможет воспользоваться вашими деньгами, даже если украл банковскую карту или узнал основной пароль. Данный метод защиты называется 3D Secure (или Secure Code).
 
Как это выглядит: вы делаете заказ или совершаете операцию. Вводите данные о банковской карте. После этого вам приходит одноразовый пароль (SMS и др.). Вводите пароль в интернет-форму и получаете уведомления о платеже и изменении остатка на счёте.
 
Если звено с получением пароля пропущено, такой платёж может быть опасен!

Правила безопасности при электронных платежах

  • Подключите SMS-уведомления.
  • Вовремя обновляйте контактные данные.
  • Не допускайте посторонних к банковской карте, электронному кошельку, мобильному телефону и компьютеру.
  • PIN-код нужно запомнить, нигде не записывать и никому не говорить, никогда не вводить в интернете, прикрывать рукой при вводе через терминал.
  • Используйте сложные и разные пароли, регулярно их меняйте.
  • Не используйте функцию запоминания паролей и автоматической авторизации в платёжных интернет-сервисах.
  • Желательно использовать режим "Инкогнито" (приватный) при совершении покупок через интернет. Удаляйте информацию о платежах с помощью очистки буфера файлов (cache) и файлов сохранения данных (cookies).
  • Избегайте SMS-платежей на короткие номера для оплаты интернет-услуг и переводов непроверенным получателям.
  • Не реагируйте на сообщения якобы от банка или оператора платежей, если предлагается перерегистрироваться, повторно ввести данные, перезвонить и т.п.
  • Совершайте покупки в интернете с помощью отдельной банковской карты и только на проверенных сайтах.
  • Незамедлительно сообщите в платёжную организацию, если кошелёк "взломан", карта потерялась, скомпрометирована или с неё без согласия держателя списаны деньги.
  • При пользовании банкоматом проявляйте осторожность, обращайте внимание на посторонних вокруг, на подозрительные устройства и накладки в местах ввода PIN-кода и карты.
 
 
Материал подготовлен в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". 
Дополнительная информация — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 и на сайте fingram39.ru.