13:07

Исследования студентов и преподавателей превращаются в реальные проекты

  1. Новости

Научная деятельность института транспорта и технического сервиса БФУ им. И. Канта тесно связана с практикой. Исследования часто превращаются в готовые проекты, которые реализуются в области судоремонта, судостроения и машиностроения и даже в патенты на инновационные разработки.

– Сегодня руководство федерального университета уделяет большое внимание науке, привлечению в нее молодежи. За время существования нашего факультета, ныне института, подготовлено более 1 000 инженеров по организации перевозок и по безопасности дорожного движения, многие из них работают по специальности в автотранспортных предприятиях области, ГИБДД, Управлении государственного автодорожного надзора, администрациях муниципальных образований Калининградской области. Сотрудниками института опубликовано более 300 научных работ по транспортной тематике, 46 монографий и учебных пособий и получено 20 авторских свидетельств и патентов на изобретения. На кафедре постоянно ведется работа по подготовке аспирантов, которые защищаются в ведущих транспортных вузах страны. Научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность ведут доктора наук, профессоры: Николай Великанов, Алексей Сербулов, Владимир Лейцин, Леонид Ковальчук, Валерий Сутырин и др. Мы сотрудничаем с Московским автомобильно-дорожным университетом, Техническим университетом им. Баумана, Российским госуниверситетом туризма и сервиса, Санкт-Петербургским университетом сервиса и экономики, Институтом безопасности дорожного движения и с другими высшими учебными заведениями, в том числе и зарубежными, – рассказывает Сергей Корягин, директор института. – На базе института работает региональный научно-образовательный центр проблем транспорта и судостроения, созданный для развития инновационных транспортных систем в регионе. Основные направления его деятельности – научные исследования в области создания интеллектуальных систем поддержки принятия решений управления транспортными системами, создания и управления новыми видами интеллектуальных транспортных систем на основе автодорожной инфраструктуры с применением передовых разработок в области искусственного интеллекта, обеспечение научно-методического руководства в области инновационных технологий в транспортной сфере и т. п.

Разработки наших ученых по применению армированных полимерных материалов в судоремонте, в ремонте шахтного оборудования, нефте- и газопроводах и в других областях. На счету научно-образовательного центра много реализованных проектов. Например, система поддержки принятия решений об обновлении парка автомобилей автотранспортного предприятия. Программа позволяет точно определить, когда и какой транспорт нуждается в замене.

Специализированные лаборатории

В институте работает и создается несколько специализированных лабораторий: по определению несущей способности конструкций и физико-меха-нических характеристик различных материалов, по логистике и организации безопасности дорожного движения, по технике безопасности охраны труда и аттестации рабочих мест, по сертификации, стандартизации и метрологии, по сопротивлению материалов и др.

– Лаборатории студенты активно используют во время обучения, а также для своих научных исследований, – пояснил Сергей Корягин. – Современное оборудование, которое было закуплено за последние годы, позволяет решать сложные задачи. Например, у нас есть установки, которые могут исследовать и определять прочностные характеристики различных материалов при статических и динамических нагрузках, а также при температуре диапазоном от –150 до +1500 градусов при различных видах деформации. Сейчас мы приобретаем оборудование для исследования вибростойкости материалов. Все научные исследования тесно связаны с практикой. Аспиранты и преподаватели получают патенты на свои разработки. Так, совместно с представителями судостроительной отрасли сейчас подана заявка на патент устройства «виброгаситель», а также устройства для испытания двигательно-движительного комплекса, способов ремонта корпуса судна. Институт активно участвует в совместных проектах и с крупными российскими предприятиями и заводами. Уже в этом году получены патенты на прибор для определения прочности сцепления полимерного покрытия с подложкой и способ исследования колебаний материалов.

Подтверждений тому множество. Как пример – в результате исследований по определению прочности композитных материалов при различных нагрузках была разработана технологическая инструкция по ремонту судовых конструкций с применением армированных полимерных покрытий. А также технологическая инструкция по ремонту корпусов судов с применением трехслойных конструкций с полимерным заполнителем. Обе технологии проверены в реальных условиях и будут активно применяться в судоремонте.

Как спасти город от пробок

Большое внимание в институте уделяют теме организации дорожного движения.

– Она актуальна для нашего города, ведь у нас нет комплексной программы. Например, ремонтируют мост, перекрыли движение, а как перераспределить потоки автомобилей, автобусов, чтобы не было пробок? Чтобы разработать комплексную целевую программу дорожного движения, необходимо, в первую очередь, провести паспортизацию улиц, собрать множество данных по интенсивности движения транспорта по улицам города (в праздничные дни, разное время суток, разные сезоны). Подобную программу городские власти пробовали заказать у белорусов, но опыт получился неудачным: не учли множество моментов, особенностей города, и в итоге разработку не приняли, – рассказал директор института.

Об этой теме сотрудники института, как и студенты, аспиранты, могут говорить со знанием дела: они неоднократно выполняли проекты для городского комитета по транспорту и правительства области по расчету интенсивности движения транспорта, переносу автобусных остановок и т. д., а также разработали методику нагрузок на дорожное покрытие при движении грузового транспорта.

– Недавно мы закупили специальный автомобильный комплекс — дорожную лабораторию «Трасса»: при движении по дороге он позволяет провести структурный анализ материала дорожного покрытия и определить его прочность, это позволит определить, качественно ли выполнены работы по укладке дорожного полотна. Планируется применять его для наших исследований и для выполнения заказов областных и городских властей, – поделился Сергей Корягин.

У института заключены договоры со многими ведущими автотранспортными предприятиями, идут переговоры с «Автотором» по организации подготовки не только специалистов среднего звена, но и рабочих разных специальностей на базе присоединенного к БФУ им. И. Канта технического колледжа.

– В сфере наших интересов – логистика: транспортная, таможенная, складская. Планируется подготовка инженеров по организации перевозок не только на автомобильном, но и на воздушном транспорте, – рассказал директор института. – Кроме того, откроются и две аспирантуры – по механике деформируемого твердого тела и по динамике, прочности машин, приборов и аппаратуры.

Оплата проезда – по карточкам

Студенты института транспорта и технического сервиса активно участвуют в различных конкурсах. Совсем недавно они взяли призовые места на конференции по перспективам развития Калининградской области. Так, пятикурсник Игорь Черных разработал систему отслеживания общественного транспорта с помощью мобильных устройств – проект стал победителем. У его однокурсников были и другие ценные идеи.

– Мой проект касался использования автоматизированной системы оплаты проезда в общественном транспорте (совместно с барьерными турникетами). Не нужно будет покупать билеты, пользоваться услугами кондуктора – оплата будет производиться с помощью универсальных электронных карт, которые вводятся со следующего года. Это позволит сократить время посадки и высадки пассажиров (чтобы приложить карточку, нужно 2–3 секунды) и решить вечную проблему с поиском сдачи при покупке билета, необходимостью носить с собой мелкие купюры и монеты и т. п., – рассказала пятикурсница Анна Баранова.

– А я взяла в работу тему развития области в контексте международных транзитных перевозок и разработала программу модернизации нашего торгового порта. При углублении акватории каналов можно увеличить грузопоток морского транспорта и перераспределить в нашу пользу часть товарооборота от наших соседей – Литвы и Латвии, – поделилась ее сокурсница Регина Гурина.

Досье «СК»

Сергей Корягин – директор института транспорта и технического сервиса, заведующий кафедрой, д. т. н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник науки и техники РФ, автор 250 научных и учебно-методических публикаций, среди них 13 монографий и 28 авторских свидетельств на изобретения.