11:30

Журналист Жанна Мейлер- -"Как мы качали права в Брюсселе-"

  1. Новости

Мне повезло. У меня есть полугодовая шенгенская мультивиза и некоторая свобода маневрирования. Поэтому на предложение организаторов пикета "Калининград – узник Европы" поехать с ними освещать мероприятие в Брюссель я не раздумывая ответила "Да!".

Коллег-журналистов, кстати, в нашем автобусе можно было по пальцам пересчитать: приглашали всех, но многих пустил как раз визовый вопрос. Да и самих участников пикета гипотетически могло бы быть гораздо больше, но не случилось все по той же причине. Многим организаторы звонили буквально накануне поездки. Так набралось "33 богатыря" с визами - именно столько калининградцев участвовало в пикете.

Итак, день пикета – 26 октября. Первоначально полиция Брюсселя факсом подтверждала разрешение на проведение мероприятия с 10 до 12 утра, но затем сама же изменила время на послеобеденное. Позже выяснилось, что они там что-то напутали, как раз в это время к зданию Европарламента подъезжал кортеж каких-то сильно важных чиновников НАТО в сопровождении мотоциклистов военной полиции и королева Голландии, а потому наш пикет там был совсем не кстати. Однако нас никто не выгнал, а лишь попросили закончить мероприятие на 15 минут пораньше.

Утром 26 октября мы как законопослушные пикетчики звоним в департамент полиции с вопросом, нужно ли нам прийти за официальным разрешением. Сотрудница полиции, выяснив, подписано ли письмо, отвечает, мол, приходить не надо, а офицер, отвечающий за подобные акции, сам принесет документ к месту пикета. Вот это сервис! Хотя, может, европейцы расслабились, живя в относительно благополучной среде? Ведь буквально через полчаса после этого разговора при погрузке в автобус мы обнаружили, что наше транспортное средство было вскрыто, украли навигатор. Средь бела дня! На платной стоянке! В Брюсселе – "логове" Евросоюзовской бюрократии, которая так боится наплыва преступности из России. А ведь в багажнике автобуса стояли наши сумки, в каждой второй из которых - ноутбуки, камеры, фотоаппараты…

Вообще, квартал Евросоюза (его так можно условно назвать) – это несколько комплексов массивных бетонно-стеклянных зданий, чем-то похожих на La Defance в Париже. Квартал вынесен за пределы центра города – он бы там совершенно не вписался: в компактненьком и уютненьком старом Брюсселе с характерной узкоулочной застройкой и потрясающей архитектурой. В квартале Евросоюза все совсем по-другому: здесь "гнездо" важных международных деятелей.

Чиновников Евросоюза видно по лицам: они серьезные и внимательные. Они не только работают в своих офисах, но и, естественно, ходят по близлежащим улицам, а некоторые даже ездят на велосипедах. Слабо какому-то калининградскому чиновнику в костюме и галстуке прокатиться по городу не велосипеде? А для европейцев - ничего удивительного.

В этом квартале царствует языковое многообразие: в кафешке напротив здания Еврокомиссии я слышала какую угодно речь, кроме французской.

Место нашего пикета – площадь Шумана. Это на самом деле небольшой круглый скверик по среди перекрестка с круговым движением. В 13.55 мы все уже с плакатами, транспарантами и флагами, в руках – брошюрки с информацией о визовых проблемах Калининградской области, карты нашего региона – для тех, кто не знает, где это. Прямо на верхнюю одежду надели футболки с символикой акции – получилось собрание достаточно упитанных пикетчиков.

Вокруг – ни одного полицейского, никто нас не контролирует. В Калининграде даже самый малый пикет не обходится без активного участия милиции. Примерно в 14.15 к нам подходит мужчина в штатском – представитель полиции Брюсселя, хотя, судя по взгляду, все-таки из спецслужб, – и внимательно вникает в обстановку: расспросил о том, что нас сюда привело, сколько нас, что мы планируем делать дальше. Спросил: "Вы точно не хотите отделиться от России?" "Да нет же! - успокаиваем мы.- Нам бы только получение виз упростить". "Ну тогда перемещайтесь ближе к проезжей части, - советует представитель полиции. – Так вас будет лучше видно из окон Еврокомиссии, и можно будет водителям буклеты раздавать!" Какая забота о качестве и результате акции!

Мы оказались как раз между зданиями Европарламента и Еврокомиссии – лучше не придумать. Здесь и пешеходный переход, по которому как раз из одного здания в другой ходят вышеупомянутые серьезные и внимательные европарламентеры. И не проходят мимо пикетчиков! Останавливаются, охотно берут брошюрки, расспрашивают.

Среди таких оказался Ларс Гронбжерг, национальный эксперт Еврокомиссии по отношениям с Россией. Он оставил свою визитку с просьбой прислать ему все документы и варианты решения проблемы, которые калининградцы считают наиболее рациональными. Я опять в уме сравниваю ситуацию с Калининградом: когда у нас на улице раздают какие-то листовки и флаеры, все стараются пройти мимо так, чтобы им эту макулатуру не всунули. В итоге большая ее часть оказывается на тротуаре или в урне. В Брюсселе наоборот: внимание к нам проявляли даже водители проезжающих мимо машин – дисциплинированно сами открывали окошки и брали наши буклеты! Я б сама в Калининграде ни за что окно своего автомобиля не открыла, если б мне в пробке попытались что-то всунуть! Видимо совсем разный у нас менталитет: европейцы понимают – если люди пришли к Европарламенту, значит, их проблема действительно важная!

В 15.00 представитель полиции, который все это время стоял неподалеку, сказал, что нам пора идти в здание Еврокомиссии для передачи документов. Сам пошел с нами и пригласил начальника службы безопасности главы Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу. К нам вышел интеллигентный дяденька в горчичном пиджаке, совершенно не похожий на "безопасника". Взял толстенную папку с подписями, контакты, выслушал все наши проблемы и просьбы и удалился.

Мы спросили у курировавшего нас полицейского, не выбросит ли он наши подписи в мусорку. "С Баррозу такие номера не проходят, - заверил бельгиец, - он в этом плане очень внимательный!" И действительно, минут через десять, буквально "с языком на плече" (видимо, боялся, что мы свернулись и ушли) к нам выбежал начальник службы безопасности Баррозу и отчитался, какому именно еврокомиссару он передал наши документы, и оставил все его контакты.

Вот это действительно было неожиданностью: не привыкли мы к такому вниманию и уважения со стороны людей, принимающих решение! Может потому и тормозит Москва решение визовых проблем, что боится: насмотрится русский люд, и в частности, особо свободолюбивые калининградцы, как в Европе права человека уважают, и начнут требовать от своих. Но это уже – совсем другая история.