Россия к 2017 году может столкнуться с дефицитом автомобильного топлива на внутреннем рынке. При сохранении нынешнего уровня потребления стране будет не хватать до 5 млн тонн топлива в год. Чтобы участникам рынка было рентабельно работать внутри страны, необходимо ввести дополнительные льготы. Об этом в письме президенту России Владимиру Путину написал глава "Роснефти" Игорь Сечин, сообщает РБК.
Глава "Роснефти" констатирует убыток или, по крайней мере, "резкое падение доходности" в первом квартале 2015 года по ряду НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов).
По мнению Сечина, такие губительные для российской нефтепереработки последствия связаны с так называемым "налоговым маневром", который заработал в России 1 января 2015 года.
Сечин отмечает, что, если не ввести дополнительные льготы, в России может возникнуть дефицит бензина из-за полной остановки модернизации НПЗ крупных компаний или её существенного затягивания. В качестве мер компенсации для нефтяников глава "Роснефти" предлагает несколько новых льгот. Речь идет о субсидировании процентной ставки по займам для инвестиций в проекты модернизации НПЗ для тех компаний, которые продолжают эти проекты.
Также глава "Роснефти" просит отказаться от индексации для таких компаний железнодорожных тарифов. По мнению Сечина, отрасли также может помочь введение налоговых каникул по экспортной пошлине на нефтепродукты в зависимости от глубины переработки, либо дифференциация пошлин в зависимости от класса бензина, а также выдача новых лицензий на разработку месторождений при условии, что добытое сырье будет перерабатываться на российских заводах и затем поставляться на внутренний рынок.
Кроме того, Сечин выступает за увеличение дифференциала между ставками акцизов на автомобильное топливо разных классов: он предлагает поэтапно снижать акциз на топливо евро-5 до 6600 руб. за тонну в 2016 году и до 4960 руб. за тонну с 2017 года. Предложения Сечина могут рассмотреть на президентской комиссии по ТЭКу, которая назначена на октябрь 2015 года.
В России автомобильное топливо растет в цене постоянно. Только с начала этого года в Калининграде бензин вырос более чем на рубль, тогда как у наших соседей по Евросоюзу, стоимость топлива снижается. Впрочем в пересчете на рубли, бензин там все равно выходит дороже.
Последний раз дефицит топлива в области был отмечен осенью 2011 года. Тогда на заправках стали образовываться очереди, а цена за литр бензина заметно выросла.